Особенности восприятии литературного произведения младшими школьниками

Новая педагогика » Особенности круга чтения современного младшего школьника » Особенности восприятии литературного произведения младшими школьниками

Страница 4

Л.А. Рыбак выделила положительные стороны наивного реализма, «которые должны быть сохранены и на следующих ступенях литературного развития: искренность сопереживания, умение «забыть себя», почувствовать реальность действительности, созданной искусством» .

Н.И. Кудряшов писал: «Но что плохого в том, что младшие школьники изображения жизни в литературном произведении принимают за подлинную жизнь, если они глубоко переживают те чувства, которые в нём выражены. Надо ли разрушать эту наивную веру? Надо, но очень осторожно, деликатно, тем более что дети не редко разочаровываются, что любимых ими героев не существовало, как живых людей». Далее автор поясняет, что работы по преодолению наивного реализма следует начинать с четвёртого класса, постепенно разъясняя, что основой художественного изображения служит жизнь, что литературное произведение – это творческий труд писателя. Понятие о художественном образе и художественном вымысле учащиеся получают лишь в седьмом классе.

Выводы автора представляются справедливыми для периода, когда в начальной школе ставилась единственная задача – научить читать, а литературное развитие не рассматривалось в качестве приоритетного. Эти выводы далеки от реальной практики современной школы, когда, по результатам многочисленных исследований, ученики старших классов продолжают воспринимать литературу наивно-реалистически. Представление о коренной особенности искусства – его способности говорить правду с помощью вымысла, как уже отмечалось, проникает в сознание школьников постепенно. На это ориентирована программа для средней школы. К седьмому классу в сознании учащихся должен произойти подъём на новый уровень литературного мышления. Центральными понятиями, которые необходимо усвоить на данной стадии, являются понятия «жизненная правда и художественный вымысел в литературном произведении».

Есть ли сегодня у семиклассников для такого подъёма внутренние силы, подготовленные всеми предшествующими этапами обучения литературе?

Нам представляется, что нет, поскольку эти силы и возможности подъёма должны быть подготовлены раньше перехода в среднюю школу, то есть в начальных классах, когда для этого существуют необходимые возрастные и психологические предпосылки.

Исследования М.Г. Качурина, В.Г. Маранцмана, А.А. Мелик-Пашаева, Г.Н. Кудиной, З.Н. Новлянской, К.Н. Левинаи др. убеждают в том, что работу по преодолению наивного реализма в восприятии литературы следует начинать значительно раньше четвёртого класса, а именно – уже в первом классе начальной школы, создавая тем самым благоприятные условия для дальнейшего литературного развития ребенка. Это позволит обеспечить необходимую преемственность в обучении литературе между начальной и средней школой, а так же в полной мере реализовать задачи школьного обучения.

Как показывают исследования, дети младшего школьного возраста способны осознавать свои мысли и чувства, вызванные произведением искусства. Такое осознание лежит в зоне их ближайшего развития, что открывает пути для целенаправленного обучения младших школьников восприятию словесного искусства.

Но в выборе пути обучения позиции исследователей и методистов расходятся. Исследователи Л.И.Беленькая, В.О.Гуружанов, Л.И.Сараскина, Г.Н.Кудина, З.Н.Новлянская, К.Н.Левинвыступают за ранее обучение детей адекватным способам восприятия, выделению авторской позиции. Позиция методистов Е.В.Волкова, Т.Ф.Курдюмовой, О.В.Кубасовой, Л.И.Беляева основана на положении о том, что младший школьник не может осознать литературное произведение как творение автора, так как для этого возраста характерны наивный реализм и непонимание условностей искусства. Но возникает вопрос: не связанно ли долгое пребывание школьников на этапе наивного реализма не столько с чертами возраста, сколько с особенностями обучения? Рассмотрим эту проблему подробнее.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Прочие статьи:

Решение задач эстетического воспитания и требования к развитию культуры личности к концу пребывания в дошкольном учреждении
Решение задач эстетического воспитания средствами природы требует целенаправленной деятельности педагога: наблюдение за объектами и явлениями природы, отражение полученных впечатлений в разных видах художественной деятельности: в рисовании, лепке, аппликации. Природа - это среда обитания человека, ...

Исследование системы словообразования существительных у дошкольников с ЗПР
В констатирующем эксперименте мы поставили цель – выявить уровень сформированности словообразования существительных у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Задачи: проанализировать специальную литературу по проблеме изучения и преодоления нарушений словообразования ...

Роль и значение исторического подхода в истории обучения устной речи глухих школьников
Роль и значение исторического подхода Значение исторического подхода для понимания современных проблем со всей глубиной изложено в трудах выдающихся представителей теоретической педагогики. Вильгельм Флитнер подчеркивал, что все интеллектуальное неизбежно становится историческим и без прошлого непо ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru