Научно-методическая работа и применение компьютерных технологий на исторических факультетах в последние годы XX века

Новая педагогика » Формирование новых принципов исторического образования в современной России и их реализация в высшей школе Дона, Кубани, Ставрополья » Научно-методическая работа и применение компьютерных технологий на исторических факультетах в последние годы XX века

Страница 6

При всем обилии методических разработок исторического факультета РГУ обращает внимание отсутствие среди учебно-методических изданий по написанию курсовых и дипломных работ. А это ведь важнейшая сторона учебного процесса.

Кафедры применяют различные формы работы для активации познавательной деятельности студентов, так, например, преподаватели кафедры политической истории практиковали на других факультетах разнообразные формы письменных работ. Студенты получают задания, рассчитанные на 10-15 минут в начале или в конце семинара на заранее подготовленных листах и должны были выполнить их в отведённое время. Это могли быть 3-4 контрольных вопроса по только что обсуждённой на семинаре проблеме, таблица, которую нужно заполнить, тест, заключающийся в том, что нужно из нескольких предложенных ответов выбрать один правильный. Как показала практика, применение разнообразных методик обучения способствовало более систематической работе студентов над материалами курса, значительно повысила интерес студентов к предмету.

Для выявления в ходе самообследования степени усвоения студентами программного материала преподаватели всех кафедр факультета РГУ разработали фонды контрольных заданий, уровень сложности которых может быть определён как выше среднего. Сравнение двух показателей - успеваемости и качества знаний показало, что на первых двух курсах в результате систематической учебно-методической работы преподавателям удаётся добиваться более высоких показателей, чем на старших курсах, где и качество знаний, и успеваемость значительно ниже. Сравнение успеваемости студентов по различным блокам дисциплин обнаружило более высокие показатели по гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам и менее - по общепрофессиональным и специальным . Таким образом, очевидно, что на первый план в преподавании выходит проблема обучения студентов навыкам учебной работы в вузе и ответственности студентов за результаты своей учёбы.

Модульная система организации занятий позволяет не только обеспечить достаточно высокий уровень усвоения студентами текущих знаний, но и подготовиться к итоговым испытаниям. В последние годы итоговые аттестационные испытания на исторических факультетах состоят из защиты дипломных работ и государственного экзамена по профилю кафедры специализации (выпускающей кафедры). В отчётах председателей Государственных аттестационных комиссий отмечается, что аттестационные испытания проходят на высоком организационном уровне. Анализ представленных к защите дипломных работ свидетельствует, что их тематика отличается актуальностью и разнообразием; соответствует уровню стоящих перед современной исторической наукой задач.

Исторический факультет Кубанского государственного университета в 90-е годы заметно расширил свою деятельность. Под руководством декана факультета, доктора исторических наук, профессора P.M. Ачагу, в составе факультета работает 5 кафедр: кафедра дореволюционной отечественной истории (зав. кафедрой профессор В.Н. Ратушняк); новейшей отечественной истории и социологии (профессор В.И. Чёрный); истории древнего мира и средних веков (профессор Н.И. Кирей); новой и новейшей истории и международных отношений (профессор А.Г. Иванов); философии (доцент Сидоров В.Г.).

Помимо исторического отделения, в 1990-1991 гг. на факультете истории было открыто отделение социологии, в 1996 году - отделение философии: Новой специальностью при историческом факультете является «Международные отношения», первый выпуск студентов которого был в 2003г. Таким образом, в настоящее время в составе исторического факультета КубГУ существуют и развивают свою деятельность четыре отделения — истории, социологии, философии и международных отношений. Выпуск осуществляется также по четырём специальностям: «История», «Социология», «Философия» и «Международные отношения». Кафедры и отделения университета выступают основным звеном в организации учебного процесса и научно-методической работы.

Преподаватели кафедр КубГУ в 90-е гг. разработали и опубликовали ряд учебных пособий и методических разработок. Из них можно отметить методические рекомендации В.Н. Ратушняка, Л.Г. Иванова, С.А. Красавиной, А.С. Смирновой и др.129 Все работы написаны на разном уровне, содержат разный материал: одни - фактический материал к лекциям, другие - к семинарским занятиям, третьи — по организации учебно-воспитательных мероприятий, но они позволяют организовывать учебно-воспитательный процесс на факультете. Преподавателями опубликованы также программы, словари и методические рекомендации по многим дисциплинам, среди них словарь С.К.Красавина, И.В. Смертин, А.В. Ачагу «Духовная культура стран Востока». Необходимость подготовки «Словаря» авторы объясняют тем, что обилие терминов и понятий в курсах и спецкурсах стран Востока вызывает затруднение их восприятия. Издание призвано помочь студентам более глубоко понять культурную и религиозную жизнь стран Востока130.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11


Прочие статьи:

Педагогическая оценка деятельности учащегося
Оценивая учебную деятельность учащегося на уроке, учитель прежде всего должен помнить о воспитательных особенностях такой оценки. Как известно, в общеобразовательных учреждениях оценка учащемуся выставляется по пятибалльной системе. На уроках изобразительного искусства оценка имеет количественное ...

Социально-психологический уровень индивидуальных особенностей
Социально-психологический уровень индивидуальных особенностей как учителя, так и ученика проявляется и в индивидуальном стиле общения, и в способе познавания и отношения к действительности, и в особой атмосфере, складывающейся вокруг каждого из них. Этот уровень также может быть теоретически «разъ ...

Определение понятия школьной недисциплинированности
О большом практическом и теоретическом значении вопроса школьной адаптации говорит рост числа как отечественных, так и зарубежных публикаций, посвященных этой проблеме. Проблема адаптации детей в школе, причины девиантного поведения постоянно волнуют как педагогов, воспитателей, так и психологов. ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru