Современный аспект изучения заикания

Страница 2

А. И. Богомолова (1977), являющаяся представителем чисто дидактического подхода считала, что невротические проявления - это следствие заикания и полностью зависит от состояния речи. В процессе логопедических занятий невротические наслоения исчезают, по мере того как наступает улучшение речи. В ее работе недооценивается роль предрасполагающих заболеваний нервной системы в этиопатогенезе этой сложной речевой патологии. Согласиться с подобными утверждениями -значит перечеркнуть все прогрессивные взгляды на теорию и практику лечения заикания, которые высказывались в трудах Х. Лагузена, И. А. Сикорского и многих других и современных исследователей.

Монография В. А. Ковшикова, написана с позиций учитывающих многообразие этиопатогенетических факторов и клинических особенностей заикания. Автор считает, что в развитии большинства случаев заикания ведущую роль играют психические травмы, а другие факторы действуют опосредованно через психическое травмирование.

В некоторых случаях заикание развивается за счет нарушения нейродинамических механизмов. Такое представление о причинах заикания совпадает с точкой зрения многих авторов, рассматривающих заикание как одну из форм невроза.

В этот же период в России публикуется ряд научных трудов, основанных на экспериментальном и клинико-психологическом изучении заикания. Это работы В. М. Шкловского, статья В. А. Ковшикова, глава из «Логопедии» К.П. Беккер и М. Совак.

Глубокий научно обоснованный анализ нервно-психического фона, на котором протекает заикание, приводится в монографии «Заикание», изданной под редакцией Н. А. Власовой и К.П. Беккер.

В главе «Этиология заикания» авторы высказывают правильные теоретические положения о роли в этиопатогенезе заикания и выделяют так называемое эволюционное заикание, возникающее у детей в период формирования речи. Этот вид расценивается во всех случаях как невроз.

Так же как Н. П. Тяпугин и М. Е. Хватцев и другие исследователи, подробно анализируют причины заикания (органическое поражение центральной нервной системы, соматическая ослабленность, наследственность и другие), определяя их как индивидуальную предрасположенность, которую они вполне правомерно связывают с развитием характерологических особенностей личности. Исследования организации функции зрения у заикающихся (В. Суворова с соавт.,1984) показали, что им свойственна нетипичная латерализация речевой и зрительной функций. Выявленные аномалии можно рассматривать как следствие недостатков билатеральной регуляции зрительных процессов и отклонений в межполушарных отношениях.

Заслуживает внимания рассмотрение механизмов заикания с позиций психолингвистики. Данный аспект изучения предполагает выяснение того, на какой стадии порождения речевого высказывания возникают судороги в речи заикающегося. Выделяют следующие фазы речевой коммуникации:

1) наличие потребности в речи, или коммуникативное намерение;

2) рождение замысла высказывания во внутренней речи;

3) звуковая реализация высказывания.

В разных структурах речевой деятельности эти фазы различны по своей полноте и длительности протекания и не всегда однозначно вытекают одна из другой. Но постоянно происходит сопоставление задуманного и осуществленного. И. Ю. Абелева считает, что заикание возникает в момент готовности к речи при наличии у говорящего коммуникативного намерения, программы речи и принципиального умения говорить нормально. В трехчленную модель порождения речи автор предлагает включить фазу готовности к речи, на которой у заикающегося «ломается» весь произносительный механизм, все его системы: генераторная, резонаторная и энергетическая. Возникают судороги, явно проявляющиеся затем на четвертой, завершающей фазе.

Механизмы возникновения заикания многообразны. В одних случаях заикание трактуется как сложное невротическое расстройство, которое является результатом ошибки нервных процессов в коре головного мозга, нарушения коркового подкоркового взаимодействия, расстройства единого авторегулируемого темпа речевых движений (голоса, дыхания, артикуляции). В других случаях - как сложное невротическое расстройство, явившееся результатом зафиксированного рефлекса неправильной речи, первоначально возникшей вследствие речевых затруднений разного генеза. В третьих - как сложное, преимущественно функциональное расстройство речи, появившееся вследствие общего и речевого дизонтогенеза и дисгармоничного развития личности. В четвертых - механизм заикания можно объяснить на основе органических изменений центральной нервной системы. Возможны и другие объяснения. Но в любом случае необходимо учитывать нарушения физиологического и психологического характера, составляющие единство.

Страницы: 1 2 3


Прочие статьи:

Организация и проведение формирующего эксперимента по развитию креативности
Анализ и интерпретация результатов исследования Исходя из гипотезы исследования, в которой предполагается, что развивающая работа, направленная на развитие креативности учащихся начальной школы в ходе учебной деятельности будет более эффективной, если использовать комплекс мероприятий, куда входят: ...

Онтогенетические аспекты мотивации и структуры мотива в период дошкольного детства
Ведущий в этот возрастной период вид деятельности дошкольников— игра — способствует развитию мотивационной сферы ребенка. Возникают новые интересы и связанные с ними цели. При этом начинает реализовываться сформулированный О.К. Тихомировым закон онтогенетического развития целеобразования; постановк ...

Педагогическая культура, ее сущность и содержание
Педагогическая культура народа – это та сфера его материальной и духовной культуры, которая непосредственно связана с воспитанием детей. Она проявляется в колыбельных и игровых песнях, игрушках и детской одежде, в подвижных играх, в детском питании и правилах кормления детей, в детском фольклоре и ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru