Судороги голосового аппарата
Возникают, как правило, при произнесении гласного звука.
При голосовых судорогах страдают мышцы гортани. При этом голосовые складки судорожно сомкнуты и не могут своевременно разомкнуться или прерывисто смыкаются.
Различают три вида голосовых судорог: смыкательный голосовой спазм; вокальный спазм; дрожащий голосовой спазм.
Смыкательная судорога - это заикание с сомкнутой голосовой щелью при высоком состоянии гортани. Ларингоскопическое исследование показывает: судорожное смыкание голосовых связок настолько значительно, что нередко голосовые связки не просто соприкасаются между собой, а заходят одна на другую, тем самым преграждая выдыхаемому воздуху путь. Смыкательная судорога является тонической по типу, возникает внезапно, прекращая голосоподачу. Характерный признак этого вида-полное отсутствие звука. В легких случаях гласные произносится «жестко», с твердой голосоподачей, как будто «выдавливаются» (судорожно-сомкнутые голосовые складки не могут своевременно разомкнуться). При этом удерживается выдох гласного звука (а-а-а-аптека, о-о-о-окно).
Размыкательная судорога (голосовая щель остается открытой). При этом наблюдается полное безмолвие или шепотная речь;
Вокальная судорога (судорожное оцепенение голосовых складок) возникает вследствие повышения тонуса голосовых мышц. Голос, отличающийся или особенно неестественным характером, или ненормальной продолжительностью звуков. По мнению И. А. Сикорского, наиболее часто встречается в инициальной стадии заикания у детей 3-5 лет (необычная продолжительность гласного звука-»поют» гласные в словах: «Ко-оля»). Иногда продолжительность звука несоразмерно настолько, что одним звуком исчерпывается все дыхательное и резервное количество воздуха и слово не может быть закончено без нового вдоха. Вокальная судорога может быть первым признаком начинающегося заикания, является предвестником будущих дыхательных и артикуляционных судорог.
Дрожащий или толчкообразный гортанный спазм (голосовая щель то смыкается, то размыкается). Речь прерывается, возникает дрожащий или прерывистый звук, напоминающий блеяние, легкое судорожное покашливание, полоскание горла или другие звуки и шумы, что сопровождается полным отсутствием артикуляции. Все издаваемые звуки и шумы имеют гортанное происхождение.
Судороги артикуляционного аппарата
При артикуляционных судорогах происходит поражение мышц языка, губ и мягкого неба (губные судороги, язычные и судороги мягкого неба). Чаще и резче они проявляются при произнесении согласных взрывных звуков (к, г, п, б, т, д); реже и менее напряженно – щелевых. Обычно это происходит на смычных согласных: б-булка, ба-ба-баня (судороги губ), д-дерево, де-де-дедушка (судороги кончика языка); г-гора, й-йёлка, й-ё-ё-ёжик(судороги корня языка или мягкого неба).
На звонких, как более координационно сложных, судороги проявляются чаще, чем на глухих, особенно при их сочетании с гласными, а также в начале слова, возглавляющего фразу, синтагму или абзац.
Артикуляторные судороги разделяются на две большие группы – судороги лицевые и язычные и на две маленькие, судороги в области жевательной мускулатуры и небно-глоточные (мягкого неба).
Лицевые судороги в свою очередь подразделяются на: смыкательную губную судорогу, верхнегубную судорогу, нижнегубную судорогу, угловую судорогу рта, судорожное раскрытие отверстия рта, сложную лицевую судорогу.
Прочие статьи:
Характеристика этапов речевого развития в онтогенезе
Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни. Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза пар ...
Контроль и самоконтроль в процессе
самостоятельной работы
Важный вопрос - это контроль со стороны учителя и самоконтроль со стороны учащегося. Проблема следящего контроля за действиями учащегося в процессе самостоятельной работы очень сложная, обеспечить такой контроль нелегко. В этих условиях большое значение принимает самоконтроль со стороны учащегося. ...
Работа воспитателя детского сада по формированию начал патриотизма у
старших дошкольников
Воспитанность начал патриотизма у старших дошкольников - это результат систематической и целенаправленной работы воспитателя детского сада, предусматривающей организацию познавательной деятельности детей по овладению доступным для данного возраста объёмом знаний о Родине, формирование у них эмоцио ...