Смыкательная судорога губ проявляется в виде спазма круговой мышцы рта. При этой судороге нарушается произнесение губных звуков («п», «б», «м», «в», «ф»). В тяжелых случаях судорога нарушает и произнесение звуков, которые по локализации относятся к язычным («т», «д», «к»). Там где существует незначительная наклонность к судорогам, спазм губ может наступить и при произнесении гласных звуков (у, о), т.к. в этом процессе участвует круговая мышца губ.
Верхнегубная судорога проявляется спазмом мышц, поднимающих верхнюю губу, а иногда крылья носа. По характеру судорога чаще всего тоническая. Страдают все губные буквы.
Нижнегубная судорога аналогична верхнегубной. Поражает одну или две мышцы, опускающие угол рта и изредка мышцу, поднимающую подбородок, или все мышцы нижней губы. В этом случае наблюдается отворот нижней губы.
Угловая судорога рта характеризуется резким оттягиванием угла рта справа или слева вместе с приподнятием его; ротовая щель принимает косое направление и удлиняется в сторону судороги. Описываемая судорога бывает то на одной, то на обеих сторонах лица; в последнем случае она почти всегда выражена с неодинаковой силой справа и слева. Она чаще бывает клонической.
Судорожное раскрытие отверстия рта может протекать в двух вариантах: а) рот раскрывается широко с одновременным опусканием нижней челюсти; б) при сомкнутых челюстях резко обнажаются зубы. Судорога имеет большей частью тонический характер. Описываемая судорога не бывает выражена одинаково на обеих половинах лица. Артикуляция большей частью совершенно невозможна во время судороги.
Сложная лицевая судорога не имеет самостоятельного значения, а представляет собой одно из проявлений выраженных в тяжелой степени различных лицевых судорог, включающих судороги лобных и ушных мышц.
Язычные судороги составляют еще одну группу судорог артикуляционного аппарата и наблюдаются, как правило, при произнесении звуков, в артикуляции которых принимает участие язык. Различают несколько видов судорог языка: судорожный подъем верхушки языка; судорожный подъем корня языка; судорожное движение языка вперед и вниз, или изгоняющая судорога языка; подъязычная судорога.
Судорожный подъем верхушки языка (кончика языка)является наиболее часто встречаемой среди артикуляторных судорог. Кончик языка касается верхних зубов и упирается с напряжением в твердое небо, образуя здесь полное смыкание, в результате чего артикуляция приостанавливается, выдох (а значит, и фонация) в этот момент прекращается, возникает необоснованная пауза.
Судорожный подъем корня языка выражается в насильственном подъеме корня языка вверх и оттягивании его назад. Возникает на гортанных звуках или также нередко на небных, реже на зубных и губных. Эта судорога возникает при произнесении заднеязычных звуков («г», «к», «х»). При сильной судорожности язык охватывается спазмом на всех звуках гласных и согласных.
Изгоняющая судорога языка характеризуется выталкиванием языка наружу в пространство между зубами. Она может быть тонической и клонической. Существенным признаком этой судороги является всеобщее напряжение и выпрямление языка, который не принимает ни одного из обычных артикуляторных положений.
Подъязычная судорога большей частью существует совместно с другими язычными судорогами характеризуется опусканием нижней челюсти и открытием полости рта.
Прочие статьи:
Педагогическая наука о сущности творческого
потенциала и особенностях его развития
К главным задачам образования и воспитания личности относят воспитание базовой культуры, всемерное развитие личностных потенциалов обучающихся. Одной из составляющих личностного потенциала является творческий потенциал. При его развитии повышается познавательный интерес к предмету, уровень интелле ...
Описание экспериментальных методик
Для исследования развития фонематического анализа и синтеза у младших школьников нами использовалась методика Т.А. Фотековой.
Методика 1. Определи место звука в слове.
Инструкция: послушай слова и назови:
- первый звук в первом слове;
-третий звук во втором слове;
- последний звук в третьем с ...
Руководство сюжетно-ролевой игрой
"Необходимыми элементами, обеспечивающими интересную игровую деятельность, развитие познавательных интересов и моральных качеств ребенка, являются знание - действие - общение. Особая роль при этом принадлежит воспитателю. Именно от личности педагога, его знаний, умений, профессионального маст ...