Комплексный подход к преодолению заикания

Страница 6

Методики устранения заикания у подростков в условиях медицинского стационара, разработанная сотрудниками Научно-исследовательского института уха, горла, носа Министерства здравоохранения РСФСР под руководством проф. С. С. Ляпидевского, содержит шесть основных этапов логопедической работы:

1) подготовительный (2-3 дня);

2) установочный (вступительная конференция, специальный инструктаж в плане психотерапии);

3) максимальное ограничение в речи (10—14 дней);

4) активная перестройка речевых навыков (3—4 недели);

5) закрепление правильных речевых навыков (3—5 недель);

6) заключительный (выпускная конференция, специальный инструктаж).

Методики устранения заикания у подростков и взрослых А. Е. Евгенова и М. В. Смирнова в поликлинических условиях.

Первый период (14 занятий) содержит артикуляционные и дыхательные упражнения; счетную и фразовую зарядки; вопросы и ответы; несложные сообщения; короткие стихотворения.

Второй период (12 занятий) включает речевую разрядку; чтение, изложение прочитанного; рассказ на данную тему; рпктику разговорной речи; объединенные занятия.

В третьем периоде (12 занятий) заикающимся предлагаются небольшие доклады; работа с художественным материалом (стихотворение, художественная проза); драматизация; экскурсии (индивидуальные и групповые); отчеты лечащихся как особая форма речевой работы.

По методике И.А Абелевой, Л.П. Голубевой, А.Я. Евгеновой, Н.Ф. Синициной, М.В. Смирновой рекомендуется начинать занятия с дыхательных, голосовых и артикуляционных упражнений. Предусматривается работа над гласными звуками; словами (с ударным гласным на первом, втором, третьем, четвертом слоге); фразами (начинающимися со слов с начальным гласным, согласным звуком; фразы с одной, двумя, тремя дыхательными паузами). В последовательном усложнении речевых упражнений следует работа над песнями; стихотворной речью (сказки в стихах, стихотворения, басни); чтением; заучиванием текстов наизусть; пересказыванием прочитанного текста; сообщением на заданную тему; текстом драматических произведений. После этого следует практика разговорной речи (диалоги-сценки, телефонные разговоры, речевые игры).

В последние годы весьма обоснована необходимость психотерапевтического воздействия. В системе логопсихотерапевтической работе с подростками и взрослыми находят место суггестивные формы психотерапии (гипноз, самовнушение, аутотренинг). Разработанная методика устранения заикания у подростков и взрослых в условиях медицинского стационара средствами психотерапии В.М.Шкловского включает 5 этапов работы:

- подготовительный;

- перестройка патологических речевых навыков и нарушенных отношений личности;

- закрепление достигнутых результатов;

-диспансеризация и профилактика;

- санаторно-курортное лечение.

Рассматривая комплексное воздействие на заикающегося как совокупность логопедической и психотерапевтической работы, логопедическую работу подразделяет на две части: подготовительную и активную тренировку плавности и слитности речи. В первую часть включается: коррекция дыхания, регистра и тембра голоса; выработка правильного ритма и темпа речи; овладение «эталонами», «формулами» речи; выявление потенциальных речевых возможностей заикающихся. Во второй части логопедической работы, продолжая занятия по тренировке плавности и слитности речи, закрепляются навыки слитной речи до ее автоматизации.

Методика Ю.Б. Некрасовой - главная цель работы - изучение положительных, продуктивных состояний, развивающихся на фоне повышения эмоционального тонуса и уровня психической активности.

Разработанная Некрасовой методика системы логопсихотерапии позволяла вызывать, пролонгировать и закреплять положительные психические состояния и таким образом переводить личность на более высокий уровень развития.

Главная задача: переход от прежнего устойчивого состояния болезни в устойчивое состояние здоровья. Финалом работы Некрасова считала возникновение устойчивого состояния, носящего следующие характеристики:

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Прочие статьи:

Особенности восприятии литературного произведения младшими школьниками
Мир маленького ребенка – это мир чувств. Младший школьник в этом немногим отличается от дошкольника, для которого свойственно чувственное отражение мира. И хотя 6–7-летний ребенок, конечно, уже умеет логически мыслить, но пока логическое мышление имеет для него все-таки вспомогательное значение, ус ...

Принципы построения обучающего эксперимента и методика его проведения
При проведении системы работ над изложением в старших классах специальной коррекционной школы необходимо учитывать особенности умственно отсталых школьников в овладении связной письменной речью. Материалы констатирующего эксперимента, направленного на изучение особенностей связной письменной речи, ...

Психологическое содержание процесса письма
Письменная речь – одна из форм существования языка. «Письмо есть знаковая система фиксации речи, позволяющая с помощью графических элементов передавать информацию на расстоянии и закреплять ее во времени» (Русский язык: Энциклопедия, М, 1979, стр. 205). Для ребенка письмо является не простым психол ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru