Комплексный подход к преодолению заикания

Страница 3

3. Период завершающей речи речь - дети описывают уже выполненную работу или часть ее. Путем регулирования (постепенного увеличения) интервалов между деятельностью ребенка и его ответом по поводу сделанного достигается разная сложность завершающей речи. При постепенном уменьшении зрительной опоры на выполненную работу осуществляется последовательный переход к контекстной речи.

4. Период предваряющей речи - дети рассказывают о том, что они намерены делать. У них развивается умение пользоваться речью вне наглядной опоры, планировать свою работу, заранее называть и объяснять то действие, которое им еще предстоит сделать. Усложняется фразовая речь: дети произносят несколько связанных по смыслу фраз, пользуются фразами сложной конструкции, самостоятельно строят рассказ. В этом периоде их учат логически мыслить, последовательно и грамматически правильно излагать свою мысль, употреблять слова в их точном значении.

5. Период закрепления навыков самостоятельной речи - рассказы детей о всем процессе изготовления той или иной поделки, их вопросы и ответы о своей деятельности, высказывания по собственному желанию и т. д.

Последовательность логопедических занятий с заикающимися школьниками-подростками подробно излагает 3.С.Ходорова, которая рекомендует проводить эти занятия «по курсовому методу, построенному по определенной системе. Курсовой метод строится следующим образом:

1) первый курс логопедической работы длится 3 месяца, при занятиях через день;

2) затем следует систематическая самостоятельная речевая работа заикающегося - дома по плану, указанному ему логопедом;

3) периодические зарядки заикающегося в группе в назначенные логопедом сроки - один раз в месяц при более стойкой речи у заикающихся и 2-3 раза в месяц при менее стойкой речи по окончании первого курса. Затем необходим повторный курс, который проводится через 6 - 8 месяцев после первого курса. Логопедические занятия первого курса логопедического воздействия на заикающихся школьников и подростков расположены в «последовательном порядке возрастающей трудности. Основные виды речевой работы могут быть сведены к следующим: 1) счетная, фразовая и стихотворная зарядки; 2) вопросы и ответы; 3) чтение в группе; 4) ведение группы самими заикающимися и разбор речи выступающих (ведущий и ответчик); 5) подготовленная речь - сообщение проработанного дома урока; 6) неподготовленная, или свободная, речь - сообщение по желанию о событиях дня в школе, на катке, речь, услышанная по радио, о виденном в кино, в театре и т. д.; 7) неподготовленная речь в форме воспроизведения на память содержания прежде прочитанных книг, фактов, имеющих место в прошлом, сообщение о жизни в лагере, о проведенных каникулах и т. д.; 8) работа над изложением своих мыслей - составление рассказов на определенные темы, данные логопедом и придуманные самими школьниками;

9) работа на внимание - коллективный рассказ всей группы

(с соблюдением усвоенных правил речи).

С А. Миронова предложила систему преодоления заикания у дошкольников в процессе прохождения программы средней, старшей и подготовительной групп детского сада по разделам: «Ознакомление с окружающей природой», «Развитие Речи», «Развитие элементарных математических представлении», «рисование, лепка, аппликация, конструирование».

Автор ставит перед логопедом программные и коррекционные задачи, которые решаются в течение четырех этапов (кварталов) последовательно усложняемой коррекционной работы. При прохождении программы массового детского сада предлагаются некоторые ее изменения, связанные с речевыми возможностями детей: использование в начале учебного года материала предыдущей возрастной группы, перестановку некоторых тем занятии, удлинение сроков изучения более трудных тем и др.

Коррекционные задачи первого квартала состоят в обучении навыкам пользования простейшей ситуативной речью на всех занятиях. Значительное место занимает словарная работа: расширение словаря, уточнение значений слов, активизация пассивного словарного запаса.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Прочие статьи:

Условия и принципы, учет которых необходим при построении развивающей среды в ДОУ
Основополагающие идеи построения развивающей среды в ДОУ заложены в «Концепции построения развивающей среды в ДОУ» под редакцией В.А.Петровского, о которой мы уже упоминали в нашей работе. Здесь применительно к организации условий жизни детей в детском саду, сформулированы принципы построения пред ...

Эмоциональный барьер при общении с младшими школьниками с ЗПР и работа по его снижению
«Эмоциональный барьер» возникает как в общении, так и в индивидуальном действии ребёнка. Под эмоциональным барьером мы понимаем ситуацию, когда человек не может реально совершать эффективные действия: он либо находится в состоянии переживания, либо совершает ряд действий, основание которых эмоция ...

Изучение особенностей круга чтения современного младшего школьника
Проведя анализ литературы по проблеме исследования, мы установили, что проблема изучения особенностей развития памяти у глухих и слабослышащих детей является актуальным вопросом. Эксперимент проводился в 2009 г. на базе СОШ №19 Железнодорожного района г. Красноярска. В эксперименте принимали учас ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru