Комплексный подход к преодолению заикания

Страница 7

- доступность для осознания пациентом своих психических состояний, умение использовать их в дальнейшем в непосредственной деятельности и общении, то есть самоуправление психическим состоянием;

- включенность уже имеющегося у пациента внутреннего потенциала здоровья и направленность его на дальнейшее развитие, то есть эволюция внутренней картины здоровья;

- ориентация бывших заикающихся на сохранение и развитие полученных в ходе занятий навыков речи, знаний и умений, на наращивание психологической и речевой вооруженности. Такая ориентация неизбежно сочетается с ощущением необходимости постоянного движения, личностного роста, творчества;

- направленность состояний на разделенность их с другими людьми, на совместность переживания. Такая установка сочетается со стремлением к глубокому пониманию и принятию других людей.

По мнению Некрасовой система социореабилитации способствует формированию психических состояний особой эмоциональной включенности, вовлеченности на всех этапах работы, когда пациенты сами выходят на уровень творчества, начинают проявлять в нем потребность и реализовывать его в связанных с извлечением формах. Творческое развитие личности есть не побочный эффект лечения, а магистральный путь личностных изменений.

Если рассматривать методики, основанные на применении технических средств, то в настоящее время известны четыре типа изменения акустических характеристик речи с помощью аппаратов:

- звукозаглушение - подача в наушники шумового фона, заглушающего собственную речь заикающегося; звукоусиление - методика усиления громкости речи. Заикающийся слышит свою шепотную речь, усиленную прибором;

- ритмизация - методика синхронизации речи со звуком метронома;

- «ЭХО» - методика задержанной (отставленной) речи. Заикающийся слышит свою шепотную речь с определенной временной задержкой.

В ЗАО «Биосвязь» в Петербурге разработана методика формирования совершенствования и коррекции речи методом биологической обратной связи (А.А.Сметанкин и др., 1998).

Сущность метода БОС при коррекции заикания - научить пациента контролировать и целенаправленно изменять течение нарушенной физиологической функции, участвующей и влияющей на процесс речеобразования (дыхание, мышечный и вегето - сосудистый тонус, психоэмоциональное состояние). Для этого с помощью приборов БОС регистрируют физиологические параметры пациента, связанные с нарушенной функцией, и предъявляют их обучаемому в виде визуального и слухового сигнала обратной связи. Получая объективную информацию о нарушенной функции, пациент находит и учится воспроизводить такое состояние, которое нормализует эту функцию. В программе существует два способа представления результатов: графики и таблицы. У заикающегося регистрируются текущие значения ЧСС, которые подаются ему в виде звуковых и зрительных игровых, цифровых и графических сигналов обратной связи. При правильном дыхании пациент «закрашивает» вертикальные или горизонтальные полосы.

Выработка правильной артикуляции. Речевая тренировка с применением диафрагмально-релаксационного типа дыхания.

Тренировка чтения песен, стихов, прозы с экрана компьютера под контролем БОС на выдохе. Проводится работа над просодической стороной речи, ее эмоциональной окраской. Особое внимание уделяется чувству слитности, плавности, легкости речи на выдохе.

Необходимо отметить, что первые опыты по произвольному регулированию висцеральных реакций проводились в России. Исследованиями в данном направления занимался профессор Военно-медицинской академии И.Р.Тарханов. Первая публикация (1955), которую можно по праву отнести к БОС, принадлежит М.И.Лисиной, аспирантке Института психологии АПН РСФСР. Данная работа посвящена исследованию и применению конкретной методики по управлению вазомоторными реакциями. Введение термина «биологическая обратная связь» принадлежит психофизиологам США. Впервые в широкой литературе он появился в 1963 году в работе Дж.Басмаджана, посвященной обучению управлению электрической активностью, снимаемой с отдельного мышечного волокна. После этой работы исследователи все чаще стали употреблять введенный термин вместо понятий «инструментальное обучение».

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8


Прочие статьи:

Понятие процессов социализации и воспитания
Формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества. Под воспитанием понимается целенаправленное развитие каждого растущего человека как неповторимой человеческой индивидуальности, обеспечивание роста и совершенствования нравственных и творческих сил этого челове ...

Учение как познавательная деятельность
Учение как вид познавательной деятельности направлен на усвоение и присвоение общественно-исторического опыта человечества. Основным средством учения является учебная деятельность. По мнению философа Э. Г. Юдина, учебная деятельность включает в себя: цель, средство, результат и сам процесс деятель ...

Групповая работа на уроке как часть дифференцированного подхода
Групповая работа на уроке является частью целого раздела организации учебной деятельности - дифференцированного подхода в обучении, форма организации учебной деятельности школьников с учетом их возрастных интересов, склонностей и проявляющихся способностей. Дифференцированный подход занимает пром ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru