Помощь учебника в определении целей урока

Новая педагогика » Критерии учебно-методического комплекса по истории » Помощь учебника в определении целей урока

Страница 3

1. Докажите, что в борьбе с крупными феодалами победа королевской власти была неизбежна.

2. Какие цели были у Людовика XI и Карла Смелого? В чьих интересах действовал каждый из них? Оцените значение победы Людовика XI над Карлом Смелым.

3. Какие последствия имело его (централизованного государства) образование?

На это же направлено вопросы для повторения по всей главе “Образование централизованных государств в Западной Европе”:

1. Каковы причины образования централизованных государств?

2. Докажите, что в централизованных государствах хозяйство и культура развивались быстрее и успешнее, чем во времена феодальной раздробленности?

Таким образом, все материалы учебника в соотнесении с программой дают основания рассматривать указанные выше идеи, как основополагающие в изучении тем. Следовательно, их усвоение (разумеется в доступной для учебника форме) – основная общеобразовательная цель данного урока. Эта цель может быть сформулирована в разной форме, вплоть до того, что все три идеи могут быть сведены в одну сжатую формулировку: “показать, как в борьбе с феодальной знатью завершилось объединение Франции; раскрыть признаки централизованного государства, его классовую сущность и прогрессивное значение го образования для дальнейшего развития страны”. Ведущие положения, идеи интегрированы в этой формулировке.

Выявление путём анализа учебника основных положений, которым подчинено изложение соответствующего материала, служит и извлечению заложенных в учебнике возможностей для решения одной из важнейших задач формирования научного мировоззрения.

На основе анализа текста данного параграфа можно сформулировать воспитательную цель урока по рассматриваемой теме: воспитать сознание необходимости исторически прогрессивных явлений и исторической обречённости противодействующих им сил.

Все образовательные и воспитательные задачи, вытекающие из анализа учебника, подлежат непременной реализации учителем. В этом, как уже говорилось, проявляется одна из важнейших сторон нормативного характера учебника как средства обучения. Что касается заложенных в учебнике возможностей для определения целей урока по развитию учащихся, то можно различать две группы таких возможностей.

Во-первых, возможности, которые обязательно должны быть реализованы ввиду их непосредственной связи с решением определённых образовательных и воспитательных задач урока (они чаще связаны с проблемой развития исторического мышления учащихся). Во-вторых, возможности, использование которых непосредственно не обусловлено содержанием темы и необходимостью решения соответствующих образовательно-воспитательных задач, а обусловлено конкретной учебной ситуацией, составом учащихся, их подготовленностью. Эти возможности используются для формирования определенных умений самостоятельной работы. К этой группе надо отнести указанные в программе для 7 класса умения выявлять при чтении исторической карты изменения в территориальном составе страны, давать характеристику исторического явления и деятеля.

Остановимся на уяснении возможностей, относящихся к первой группе.

Анализ материалов §28 учебника для 7 класса позволяет определить следующие цели урока по развитию исторического мышления учащихся:

1. Определить степень соответствия проводимой Людовиком XI политики тем историческим задачам, которые стояли перед страной.

2. Рассматривать борьбу Людовика XI и Карла Смелого как результат столкновения различия социальных сил.

3. Оценить деятельность Людовика XI с точки зрения её влияния на последующее развитие страны и положение различных классов.

Итак, уже в процессе разработки педагогического замысла и цели урока на основе учебника устанавливается, какие возможности содержатся в учебнике, как в руководстве для профессиональной деятельности учителя. Однако нельзя не отметить, что специфика этого руководства (в отличии от других руководств, разработок и т.п.) в том, что оно не даёт готовых решений, а является ориентиром для самостоятельного поиска этих решений. Тем самым, учебник, как руководство, с одной стороны, побуждает к самостоятельной творческой деятельности, а с другой – к критическому отношению к самому учебнику, как орудию труда.

Страницы: 1 2 3 


Прочие статьи:

Содержание культурно-гигиенических навыков у дошкольника, сформированных в условиях семьи
Порой родители жалуются, что малыш сопротивляется попыткам взрослых содержать его в чистоте. О том, чтобы он сам привыкал выполнять гигиенические процедуры, речь здесь и не идет. Но с чего бы это малышу не нравилось умываться и купаться? Скорее всего, ему не раз причиняли неприятные ощущения, а то ...

Сущность педагогической технологии
Технология – слово греческого происхождения, которое в переводе означает знание о мастерстве. Антропологический подход дает возможность связать проблему с соответствующим мировосприятием и проследить определенную иерархию ее развития. Например, по свидетельству первых писаний, которые дошли к нам, ...

Способы преодоления отклоняющегося поведения младших школьников
Наиболее характерными отклонениями в поведении младших школьников являются психомоторная расторможенность, повышение грубых влечений, агрессивность, проявляющаяся активно в повышенной драчливости или пассивно в болезненном фантазировании (Г. Е. Сухарева). Наблюдается также либо своеобразная скован ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru