Помощь учебника в определении целей урока

Новая педагогика » Критерии учебно-методического комплекса по истории » Помощь учебника в определении целей урока

Страница 1

Учебник может служить для определения цели урока. Этот аспект использования учебника очень важен в педагогической деятельности. Определение цели урока должно предусматривать предполагаемый результат действия и мотив, ради которого результат должен возникнуть.

Именно цель урока и, главным образом, цель урока составляет ядро педагогического замысла и служит компасом, ведущим к необходимому для учителя результату в учебном процессе.

Между тем, на практике в методических пособиях по истории для учителей, в лучшем случае, указывается два компонента: 1) круг знаний, который учитель должен дать ученикам; 2) практические умения и навыки, которые должен сформировать учитель. В таком определении цели ученик выступает как объект воздействия учителя, в то время как результатом надо считать то, что усвоено учащимися. Всё это приводит к тому, что тема изучается ради самой темы, безотносительно к целям дидактическим, которым и подчинено изучение материалов. Результатом подобного подхода является бессистемность, формализм в знаниях учащихся.

Исходным ориентиром в разработке целей является тот комплекс идей, усвоение которых (до уровня умения руководствоваться ими) является показателем результативности урока.

Идейная направленность, будучи стержнем, как всех целей урока истории, так и всего педагогического замысла в целом, обеспечивает целостность урока. Она же определяет и включение изучения материала в общую методику обучения, которая подчинена единым общедидактическим целям.

В учебнике, в той или иной мере, в том или ином виде, уже получили решения некоторые из задач, стоящих перед учителем на уроке. Поэтому учебник может оказать помощь и в определении целей и идей, которые надлежит проводить учителю.

Так как учебник не даёт прямого ответа на вопрос, каким целям, каким идеям подчинены его материалы, то надо рассматривать пути и способы их выявления.

Учебник воплощает в себе требования программы и является их конкретизацией. Поэтому необходимо, прежде всего, соотнести с программой и “Объяснительной запиской” к ней содержание соответствующих текстов учебника. Это позволяет определить, какие из указанных в программе объектов, понятий, идей, и в каком виде, нашли отражение в учебнике. Такие, введенные в программу, компоненты как “Основные понятия и ведущие идеи”, “Основные умения учащихся” и “Межпредметные связи”, значительно облегчают работу учителя с учебником по выделению ядра излагаемой темы.

Опорой для такого соотнесения с целью определения идейной направленности темы служит детально разработанный план соответствующего текста учебника. Такой план должен содержать в себе не только положения, отражающие непосредственное содержание текста учебника, но и положения, в которых прямо указаны основные положения исторической науки, вытекающие из этого содержания. В этот план включаются и идеи мировоззренческого характера, служащие раскрытию сущности всех, или большего круга, рассматриваемых на уроке социальных явлений, наряду с идеями более частного характера, служащими уяснению сущности данного конкретного явления или группы однородных явлений.

В качестве примера обратимся к теме урока “Завершение объединения Франции в конце XV века” (§ 28, 7 класс). План параграфа:

I. Франция после столетней войны.

1. Состояние Франции после столетней войны.

2. Восстановление и дальнейшее развитие хозяйства Франции, как необходимое условие завершения объединения страны.

Вывод: значение экономического фактора в процессе создания Французского централизованного государства.

II. Борьба короля с непокорными феодалами.

1. Людовик XI и Карл Смелый, как представители двух направлений в процессе политического развития Франции в XV в.

2. Ход и итоги борьбы Людовика XI с крупными феодалами.

Вывод: историческая неизбежность победы Людовика XI.

III. Франция – централизованное государство.

1. Объединение страны и усиление централизованной власти – две стороны процесса образования Французского централизованного государства.

2. Меры королевской власти в борьбе за усиление централизованной власти (введение постоянного войска и налогов, возрастание роли чиновников и ослабление роли Генеральных штатов).

Страницы: 1 2 3


Прочие статьи:

Педагогическая технология
Педагогическая технология представляет собой совокупность психолого-педагогических установок, которые определяют специальный подбор и компоновку форм, методов, способов, воспитательных приемов и средств. Благодаря технологическим образованиям учащиеся значительно эффективнее усваивают знания, умени ...

Возможности использования моделирования в обучении
Моделирование в содержании и построении учебной деятельности В концепции учебной деятельности Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова моделирование включено как учебное действие, которое должно быть сформировано у учащихся. Рассмотрим его содержание в структуре учебной деятельности. Содержанием учебной деятельн ...

Опора на учебник при разработке системы приёмов изучения материалов на уроке
В предыдущей главе была рассмотрена возможность подготовительной работы к уроку на основе учебника истории. Именно от этой подготовительной работы зависит урок, как главное звено в обучении учащихся. На уроке реализовывается педагогический замысел. Автор работы полностью согласен с авторами тех раз ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru