Помощь учебника в определении целей урока

Новая педагогика » Критерии учебно-методического комплекса по истории » Помощь учебника в определении целей урока

Страница 2

Вывод: превращение Франции из страны раздробленной в централизованное государство, и начало абсолютизма во Франции.

IV. Последствия объединения страны.

1. Положение народных масс. Классовый характер Французского централизованного государства.

2. Прогрессивное значение образования Французского централизованного государства для экономического, политического и культурного развития Франции, для процесса образования французской народности.

При рассмотрении данного плана выявляются два фактора, в силу которых плану по тексту школьного учебника был придан вид строго сформулированной системы научных определений.

1. Приведённые формулировки в наибольшей мере дают представление о заложенных в учебнике возможностях для формирования таких основных, согласно программе, понятий как “централизованное феодальное государство”, “абсолютная монархия”. Эти же формулировки дают ориентир к выявлению имеющихся в учебнике возможностей по формированию у учащихся указанной в программе системы основных умений: “Анализировать исторические факты на основе их описания и наглядного отображения…; выделять признаки отдельных явлений…; обобщать причины, результаты, значение исторических событий…; давать на основе учебников и документов характеристику отдельных исторических явлений и деятелей”.

2. Работа с учебником при разработке общего замысла и детальной программы деятельности носит двусторонний характер и происходит на двух уровнях.

Учитель вынужден воспринимать учебник, как с позиции учащихся, так и с позиции перспектив (ближних и дальних) их обучения. Вследствие этого, от учителя требуется умение не только разрабатывать план на уровне учащихся, но и план, включающий научно-теоретические основы текста учебника,– план, являющийся научной интерпретацией текста. Разумеется, что для этого требуется опираться на соответствующий понятийно-категориальный аппарат исторической науки. План показывает, что материал учебника подчинён трём основным идеям:

1. Борьба Людовика XI против крупных феодалов как историческая необходимость, закономерность.

2. Объединение страны и укрепление централизованной власти как выражение классовых интересов всего класса феодалов.

3. Прогрессивное значение образования централизованного Французского государства.

Чтобы выделить эти идеи, как основополагающие, авторы учебника используют курсив в качестве одного из важных элементов аппарата ориентации:

“К концу XV века объединение Франции завершилось”.

“К концу XV века во Франции ещё более окрепло централизованное государство: вся страна была подчинена единой центральной власти – власти короля”.

“Сильная королевская власть укрепила господство класса феодалов над зависимыми крестьянами”.

“Превращение Франции в централизованное государство способствовало развитию хозяйства страны”.

В выделенных посредством курсива положениях подчёркиваются последствия и сущность образования централизованного государства во Франции, чему подчинён, по существу, почти весь текст. Это и нашло отражение в приведённом плане.

Исторические закономерности осмысливаются по окончанию их действия. Следовательно, необходимо, чтобы идея закономерности образования централизованного государства явилась одной из ведущих при изучении темы “Завершение объединения Франции в конце XV века”. Эту тему надо рассматривать в единстве с теми темами, в которых показываются причины этого процесса, в частности с темой §24 “Причины объединения Франции”. В этом параграфе закономерности образования централизованного государства приводятся, в частности, в виде показа исторической обусловленности этого процесса в связи с экономическим развитием Франции: “Благодаря растущему разделению труда исчезла обособленность областей”. Торговля связывала их между собой. Это создавало условия для объединения страны. “Вместе с тем, в этом же параграфе указываются те социальные силы, которые были заинтересованы в сильной централизованной власти, способствовали её укреплению: “Опираясь на союз с городами и поддержку мелких и средних феодалов, короли начали объединять страну под своей властью”. Именно эти идеи проходят как ключевые в заключении к главе VI “Образование централизованных государств в Западной Европе”. Закономерность образования централизованного государства как процесса подчёркивается тем, что приводится перечень стран, где этот процесс произошёл: “концу XV века централизованные государства образовались не только во Франции и Англии, но и в некоторых других странах Европы… Испания стала централизованным государством с сильной королевской властью. В конце XV века в основном завершилось объединение русских земель вокруг Москвы в единое централизованное Российское государство”. Отмечается прогрессивная роль этого процесса для развития этих государств: “Централизованные государства успешно защищались от внешних врагов. В объединённой стране создавались благоприятные условия для развития хозяйства. В централизованном государстве быстрее развивалась культура, складывался единый язык”. На осмысление материалов в указанном направлении ориентируются задания и вопросы к §28:

Страницы: 1 2 3


Прочие статьи:

История возникновения понятия "наглядность". Сущность понятия
Впервые в педагогике теоретическое обоснование принципа наглядности обучения дал Я.А. Коменский в XVII в Великий чешский педагог, используя достижения народной педагогики, нашел средство, облегчающее ребенку изучение книжного материала. "Мир чувственно - воспринимаемых вещей в картинках" ...

Педагогические и психологические аспекты обучения
В соответствии с проектом Государственного образовательного стандарта по информатике, общими целями и задачами факультативов является формирование основ научного мировоззрения школьников, развитие мышления и их творческих способностей, а также подготовка к жизни и деятельности в информационном обще ...

Достоинства и недостатки групповой работы на уроке
Групповая работа и работа в парах становится все более популярной в сфере обучения иностранному языку, так как имеет множество достоинств перед фронтальной работой. Групповая работа не является идеальной формой организации учебной работы. Групповая работа несет в себе ряд недостатков. Среди них наи ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru