Вывод: превращение Франции из страны раздробленной в централизованное государство, и начало абсолютизма во Франции.
IV. Последствия объединения страны.
1. Положение народных масс. Классовый характер Французского централизованного государства.
2. Прогрессивное значение образования Французского централизованного государства для экономического, политического и культурного развития Франции, для процесса образования французской народности.
При рассмотрении данного плана выявляются два фактора, в силу которых плану по тексту школьного учебника был придан вид строго сформулированной системы научных определений.
1. Приведённые формулировки в наибольшей мере дают представление о заложенных в учебнике возможностях для формирования таких основных, согласно программе, понятий как “централизованное феодальное государство”, “абсолютная монархия”. Эти же формулировки дают ориентир к выявлению имеющихся в учебнике возможностей по формированию у учащихся указанной в программе системы основных умений: “Анализировать исторические факты на основе их описания и наглядного отображения…; выделять признаки отдельных явлений…; обобщать причины, результаты, значение исторических событий…; давать на основе учебников и документов характеристику отдельных исторических явлений и деятелей”.
2. Работа с учебником при разработке общего замысла и детальной программы деятельности носит двусторонний характер и происходит на двух уровнях.
Учитель вынужден воспринимать учебник, как с позиции учащихся, так и с позиции перспектив (ближних и дальних) их обучения. Вследствие этого, от учителя требуется умение не только разрабатывать план на уровне учащихся, но и план, включающий научно-теоретические основы текста учебника,– план, являющийся научной интерпретацией текста. Разумеется, что для этого требуется опираться на соответствующий понятийно-категориальный аппарат исторической науки. План показывает, что материал учебника подчинён трём основным идеям:
1. Борьба Людовика XI против крупных феодалов как историческая необходимость, закономерность.
2. Объединение страны и укрепление централизованной власти как выражение классовых интересов всего класса феодалов.
3. Прогрессивное значение образования централизованного Французского государства.
Чтобы выделить эти идеи, как основополагающие, авторы учебника используют курсив в качестве одного из важных элементов аппарата ориентации:
“К концу XV века объединение Франции завершилось”.
“К концу XV века во Франции ещё более окрепло централизованное государство: вся страна была подчинена единой центральной власти – власти короля”.
“Сильная королевская власть укрепила господство класса феодалов над зависимыми крестьянами”.
“Превращение Франции в централизованное государство способствовало развитию хозяйства страны”.
В выделенных посредством курсива положениях подчёркиваются последствия и сущность образования централизованного государства во Франции, чему подчинён, по существу, почти весь текст. Это и нашло отражение в приведённом плане.
Исторические закономерности осмысливаются по окончанию их действия. Следовательно, необходимо, чтобы идея закономерности образования централизованного государства явилась одной из ведущих при изучении темы “Завершение объединения Франции в конце XV века”. Эту тему надо рассматривать в единстве с теми темами, в которых показываются причины этого процесса, в частности с темой §24 “Причины объединения Франции”. В этом параграфе закономерности образования централизованного государства приводятся, в частности, в виде показа исторической обусловленности этого процесса в связи с экономическим развитием Франции: “Благодаря растущему разделению труда исчезла обособленность областей”. Торговля связывала их между собой. Это создавало условия для объединения страны. “Вместе с тем, в этом же параграфе указываются те социальные силы, которые были заинтересованы в сильной централизованной власти, способствовали её укреплению: “Опираясь на союз с городами и поддержку мелких и средних феодалов, короли начали объединять страну под своей властью”. Именно эти идеи проходят как ключевые в заключении к главе VI “Образование централизованных государств в Западной Европе”. Закономерность образования централизованного государства как процесса подчёркивается тем, что приводится перечень стран, где этот процесс произошёл: “концу XV века централизованные государства образовались не только во Франции и Англии, но и в некоторых других странах Европы… Испания стала централизованным государством с сильной королевской властью. В конце XV века в основном завершилось объединение русских земель вокруг Москвы в единое централизованное Российское государство”. Отмечается прогрессивная роль этого процесса для развития этих государств: “Централизованные государства успешно защищались от внешних врагов. В объединённой стране создавались благоприятные условия для развития хозяйства. В централизованном государстве быстрее развивалась культура, складывался единый язык”. На осмысление материалов в указанном направлении ориентируются задания и вопросы к §28:
Прочие статьи:
Характеристика методов обучения
Рассказ. Рассказ это изложение учебного материала в виде монолога в повествовательной либо описательной форме. Рассказ используется на протяжении всего обучения, меняется лишь его стиль и объем. Как метод обучения рассказ должен соответствовать определенным требованиям: содержать актуальную информ ...
Состав лексикона у разных детей
На основе наблюдений и дневниковых записей нами была проанализирована речь трех детей: Ани С., Сони и Алины М. от 1 года 2 мес. до 1 года 10 мес.
Речь детей и результаты представлены в таблицах.
Таблица 2
Изучение активного словаря Ани С.
Возраст ребенка
Детское слово
Слово нормативно ...
Психолого-педагогические ресурсы игровой деятельности в коррекции
недостатков интеллектуального развития у детей с задержкой психического
развития
Основная задача современной школы, и это уже общепризнанно, - не просто сформировать у учащихся необходимые знания, умения, навыки, а развить личность ребенка, способную к творческой деятельности, к саморазвитию и самосовершенствованию.
Это реализуется в концепции личностно-ориентированного обуче ...