Рок как музыкальное направление. Историческая справка

Новая педагогика » Рок-музыка и молодёжная культура » Рок как музыкальное направление. Историческая справка

Страница 1

Английское слово "рок" (rock) впервые приобрело свой современный смысл в термине "рок-н-ролл", введенном в обиход с 1951 года для обозначения быстро набиравшего популярность "ритм-энд-блюза" комментатором музыкальных программ из Кливленда Аланом Фридом. В различных контекстах слово rock может иметь разные значения: тряска, качание, убаюкивание, расстройство, приведение в волнение, скала, булыжник, причина несчастья, глупая ошибка, бриллиант (жарг.) и т.д. Точно таким же полисемичным оказывается слово roll: моток, рулон, вращение, качка, раскаты грома, денежный куш и т.д. И если в 1950е годы рок-н-ролл ассоциировался лишь с раскачиванием и вращением партнеров в танце под незатейливую мелодию в размере 4/4, то позднее это стало обозначать практически стиль жизни.

Возникшее к концу 1960х музыкальное течение объединило целый ряд направлений, в названиях которых встречалось одно и то же слово "рок": фолк-рок, арт-рок, джаз-рок, хард-рок, кантри-рок и т.д. По мнению А. Козлова (видного джазового музыканта и идеолога неформальных субкультурных движений), основой всех этих направлений стал блюз-рок, идущий от корней народного искусства (африканского, американского и европейского, древнего и современного, сельского и городского; из европейских влияний, возможно, самым сильным было кельтское, т.к. в Америке того времени жило много потомков недавней массовой эмиграции из Ирландии, сохранявших свою самобытную культуру, в том числе музыкальную). Это прямое продолжение ритм-энд-блюза, рок-н-ролла, мерси-бита, британского блюза. Все последующие направления являются синтезом синтеза блюз-рока с другими музыкальными направлениями.

Особый тип отношения к музыке демонстрировал т. н. progressive rock, не столько собственно музыка, сколько особая идеология. Появление прогрессив-рока ознаменовало наступление качественно нового периода в развитии молодежной культуры. Рок-аудитория стала вместе с музыкантами серьезнее воспринимать действительность. Пик такой активности - 1967 год, в который произошел ряд важных для истории рока событий - Монтерейский международный рок-фестиваль, а также выход концептуально новой пластинки Beatles - Sergeant Pepper и их выступление в международном телевизионном шоу "Наш мир" с программной для движения хиппи песней All you need is love. Одним из факторов возникновения этой новой музыки было то, что основными потребителями музыки стали молодые интеллектуалы (студенчество). Усложняться стал не только музыкальный язык, но и язык поэтических текстов (появляются философские, социальные и психоделические темы). Образовавшийся андеграунд (культура, противопоставляющая себя принятым в обществе ценностям; ср. субкультура) становился все более изысканным за счет усвоения идей прогрессив-рока. Но в разных странах этот процесс шел по-разному (в Америке - большее тяготение к психоделическим экспериментам, употреблению ЛСД, а также большая политизированность; в Англии - большее увлечение восточной философией, в т. ч. индийской и китайской, средневековой европейской музыкальной культурой, электронной музыкой, современной симфонией и джазом и т.д.). Рок осознается как элитарная музыка и элитарная культура; в рок-концертах участвуют поэты, художники, актеры, используются световые эффекты, диапозитивы и т.д.

Нередко рок ошибочно называют "течением в джазовой музыке" (как, например, это делает словарь иностранных слов Л.П. Крысина). В джазе и роке совершенно различная ритмика. Основа ритм-энд-блюза и рок-н-ролла была свинговой, но от свинговой триольной ритмики отказались сами джазисты, с 1959 г. перейдя на ритм 8/8; в стилях же блюз-рок и хард-рок свинговая основа осталась. В джазе и традиционном роке по-разному организована ритм-секция: так, в джазе ритмический пульс достигается ударами палочки правой рукой по тарелке восьмыми или четвертями; на второй и четвертой долях звучит закрытый хай-хэт (две тарелочки, насаженные на ось с ножной педалью); удары же малого и большого барабана используются там, где нужно подчеркнуть фразу солиста. Аккомпанирующая партия джазового баса (исполняется на контрабасе) выполняет ритмико-мелодическую функцию, представляя собой регулярный ритмический рисунок, строящийся по принципу опевания нижних нот проходящих аккордов. В роке же необходимость создания ровного монотонного драйва привела к изменениям ролей большого и малого барабанов и изменению самого звука ударных инструментов. В роке большой барабан (жарг. "бочка") акцентирует сильные доли, малый - слабые; ровные восьмые ноты исполняются на хай-хэте и тарелках. Инструментальная басовая партия (исполняется на бас-гитаре) в роке тоже принципиально иная, нежели в джазе: излюбленный прием - дублирование ритмического рисунка большого барабана. Однако такие группы, как Deep Purple, Led Zeppelin, Black Sabbath, ввели в обиход особые собственные "фирменные" приемы, один из которых состоит в том, что бас-гитара играет не аккомпанемент, а мелодическую партию; вместе с ней ту же мелодию в унисон играют гитары в низком регистре. Контрапунктом к этой мелодии является вокальная партия, то есть сама песня. Это полифонический принцип, в котором отсутствует вертикальная гармония.

Страницы: 1 2 3


Прочие статьи:

Методика и результаты проведения констатирующего этапа эксперимента
Наше исследование проводилось в 3 «В» классе школы №960 Северо – Восточного округа г. Москвы у учителя Голубевой Анастасии Владимировны. Эксперимент осуществлялся с сентября по декабрь 2011 год, в котором приняли участие один экспериментальный класс 3 «В» (23 ученика) и один контрольный 3 «Б» (24 у ...

Диагностика семантического компонента дошкольников
Констатирующий эксперимент проводился на базе государственного специального детского ясли-сада № 6 и на базе детского сада №7 г. Орши. Экспериментальную группу (ЭГ) составили 10 детей в возрасте от 4-х до 7-ми лет, имеющие заключение психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) о наличии у них о ...

Экспериментальное исследование использования игровых методик в коррекционно-развивающей работе учителя начальных классов
Экспериментальное исследование использования игровых методик в коррекционно-развивающей работе учителя начальных классов проводилось в средней школе № 61 г. Липецка. В исследовании принял участие 21 учащийся первого класса «А» - из них девять мальчиков и 12 девочек. Поскольку рамки курсовой работы ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru