Основополагающие принципы формирования временного коллектива лагеря

Новая педагогика » Формирование временного коллектива оздоровительного лагеря » Основополагающие принципы формирования временного коллектива лагеря

Страница 3

Воспитатель (вожатый), способный понимать юмор, приносить другим радость, передает через механизм социального научения позитивный опыт подростку, как бы «заряжая» последнего радостью и оптимизмом.

Условием, обеспечивающим результативность воспитания личности, готовой к самореализации, является гуманистический характер профессиональной и личностной позиции воспитателя (вожатого). Введение в систему управления процессом самовоспитания личности подростка делегирования ему новых полномочий актуализирует воспитательный процесс, акцентированный на развитие личностных качеств, становление его нравственной позиции.

Обеспечение 100 % включенности каждого во все виды творческой деятельности создает праздник жизни, эмоциональный «взрыв», положительную психологическую атмосферу. Параллельно формируется положительное отношение к творческой личности, закрепляется переживание радости успешного совместного творчества, что способствует созданию благоприятной атмосферы в коллективах, микрогруппах. При этих условиях режим, условности и неудобства совместного проживания, строгости «государственных» законов, правил и все «нельзя» не вызывают раздражения. Четкие разъяснения, добровольное принятие законов, их осознание как свободно избранная необходимость дают опыт понимания каждому ребенку правил совместного проживания, гражданского законопослушания.

Одним из главных методов работы с коллективом выступает соревнование. У данного метода стимулирования действий и отношений в коллективе большие воспитательные возможности:

– оно создает сильные эмоционально-ценностные стимулы, которые усиливают основные мотивы, обеспечивает привлекательность деятельности;

– соревнование способно проявить совершенно неожиданные способности детей, которые в привычной обстановке не давали о себе знать;

– соревнование сплачивает детей, развивает дух коллективизма при соблюдении особых условий.

Соревнование в детской среде должно быть обставлено яркой атрибутикой (девизы, звания, титулы, эмблемы, призы). При этом ни на минуту не должен уйти дух игры товарищеского общения. Важны в соревновании гласность и сравнимость результатов.

Важным методом педагогической поддержки, стимулирования деятельности при формировании детского временного коллектива является поощрение. Этот метод призван выполнять значимые функции: одобрить правильные действия и поступки детей; поддержать и развить стремление так действовать всегда; самоутвердиться в правильной линии поведения в деятельности и общении. Воспитательный механизм метода поощрения построен на переживании ребенком радости, счастья, гордости, удовлетворения собой и сделанной работой. Секрет воспитателей технологов в том, что они обладают непререкаемым личным авторитетом и добровольно приняты детьми. Поэтому поощрение из их уст наиболее значимы и не требуют особых материальных затрат. Достаточно взгляда, прикосновения, улыбки, одобрения, которые воспринимаются как особая награда. Но, тем не менее, нами разработана система моральных и материальных поощрений, которая стимулирует активную социальную гражданскую позицию, нравственность.

Итак, организационный период завершен, и наступает основной период построения логики и философии лагерной смены.

Вторая стрессовая ситуация, возникающая в детской среде, совпадает с основным периодом лагерной смены и приходится, как правило, на его середину. Вызвана она как раз насыщенностью повседневной жизни лагеря всевозможными событиями, полной укомплектованностью лагерного расписания. Подобная ситуация является косвенным подтверждением очень хорошей организации работы педагогического коллектива, однако дальнейшее ее развитие в строго линейной направленности недопустимо. Мастерство педагога на этом этапе заключается в том, чтобы вовремя увидеть приближающуюся критическую ситуацию и не дать ей перерасти в кризис. Для этого необходимо менять тактику работы.

Страницы: 1 2 3 4


Прочие статьи:

Поиски новых подходов в реализации Государственных образовательных стандартов в подготовке историков в 90-е гг. XX века
Провозглашенные в ходе реформ 90-х гг. цели создания демократического государства в России, его возрождения и возвращения в мировую цивилизацию, потребовали качественного и структурного изменения системы образования, преодоления технократических подходов и обновления исторического образования в вуз ...

Педагогический анализ урока
Для осуществления общественно-административного контроля за учебным процессом учитель может дать открытый для анализа и оценки урок. В отличие от самоанализа, внешний анализ урока определяется следующими целями, например: - определение уровня сформированности общеучебных и предметных знаний, умений ...

Процесс подготовки социального педагога
Так как социальная педагогика как наука еще достаточно молода и её история начинается с прошлого столетия, профеccиональная пoдготовка coциальных пeдагогов в Рoccии берет своё начало примерно с 1992–1995 гoдов. Проблема профессиональной подготовки социальных педагогов была изученна многими отечеств ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru