Важно, чтобы весь педагогический коллектив работал на единую идею и каждый его член предвосхитил собственный поиск ответа на вопрос: «как» организовать коллектив и «зачем» я собираюсь это делать. Каждый решает по-своему общую проблему: помочь ребенку войти в сообщество сверстников, включиться в социум, присвоить ценности человеческой культуры общения, сформировать гражданскую позицию и, с другой стороны, сохранить и развить свои лучшие индивидуально-неповторимые черты, личностно раскрыться в индивидуальном стиле деятельности и поведения.
Реализация технологии предполагает стремление каждого члена педагогического отряда к созданию условий, в которых ребенок защищен демократически построенным коллективом, где принимает на себя свободный выбор ответственности за результат творческого самовыражения, развивает опыт сопричастности в социуме.
«Гражданские» законы и договор в начале пути становятся основой жизни временного детского коллектива.
Решая проблему воспитания при формировании временного детского коллектива, я останавливаюсь на следующих принципах организации внутриотрядной жизнедеятельности:
-творческая реализация каждого воспитанника как условие развития коллективного сотворчества;
– учет индивидуальных особенностей детей при определении социально-значимого ролевого места в коллективном взаимодействии;
– управленческая режиссура в постановлении технологического процесса коллективной деятельности.
Технологический проект в начале пути может иметь определенную последовательность:
– совместное проектирование, замысел коллективной деятельности;
– совместное планирование достижения общей цели;
– поиск оптимальных способов решения общей задачи (мозговая атака, мозговой штурм);
– распределение социально-значимых ролей и определение исполнителей коллективной деятельности;
– взаимная поддержка и помощь в осуществлении коллективного замысла;
– оценка общего результата, переживание успеха и радости общих достижений;
– закрепление нравственности ценностных ориентаций, гражданского самоопределения с сопричастности как гражданской позиции.
Одной из приоритетных задач формирования временного коллектива подростков я считаю создание адекватного в рамках нравственности группового мнения. Воспитатель (вожатый) избегает прямого воздействия на подростка, так как более эффективным будет воздействие опосредованное, через мнение группы. Это мнение он создает сам, так как является для подростков референтным лицом.
Воспитатель (вожатый) решает задачи удовлетворения потребностей подростков, развития у каждого ощущения принадлежности к группе и успешности в ней, благоприятного эмоционального состояния, мотивации группы, анализа мотивов каждого.
Содержание психологического контракта в данном случае выглядит следующим образом. Воспитатель (вожатый) рассчитывает на мотивированного, сознательного и добросовестного воспитанника и старается обеспечить ребенку комфортное существование (условие договора).
Общение происходит на позициях диалога, использования принципа «оба правы» при разрешении спорных вопросов; договорных отношениях, восприятии деятельности подростка именно в том виде и смысле, в каком он видит и осмысливает ее сам. На ребенка не оказывается давление с целью заставить его сделать «нужный» выбор, а предоставляется свобода выбора, действий, ответственности за свои поступки. Тогда подросток оправдывает доверие и совершает нравственный выбор действия.
Прочие статьи:
Дидактические условия развития творческой личности
у учащихся
Для проверки выдвинутой нами задачи об эффективности эстетического образования в развитии творческой личности было организовано экспериментальное исследование.
Исследованием (2009 г.) было охвачено 40 учащихся НПО первого курса гуманитарной специальности Монтажного колледжа. В качестве эксперимен ...
Сравнительный анализ педагогического воспитания двух авторов: Росс Кэмпбелл и Ш.А. Амонашвили
Я с огромным интересом прочла книгу "Как на самом деле любить детей". Автор американский психиатр Росс Кэмпбелл. В ней рассказывается о том, как родители должны в реальной каждодневной жизни удовлетворять эмоциональные потребности ребенка. Автор учит родителей передавать свою любовь к де ...
Межпредметные связи как педагогическая проблема
Сущность межпредметных связей
В педагогической литературе имеется очень много определений категории «межпредметные связи», существуют самые различные подходы к их педагогической оценке и различные классификации.
Одним из более полных определений является следующее, данное Г.Ф.Фёдорцом: «Межпредм ...