Важно, чтобы весь педагогический коллектив работал на единую идею и каждый его член предвосхитил собственный поиск ответа на вопрос: «как» организовать коллектив и «зачем» я собираюсь это делать. Каждый решает по-своему общую проблему: помочь ребенку войти в сообщество сверстников, включиться в социум, присвоить ценности человеческой культуры общения, сформировать гражданскую позицию и, с другой стороны, сохранить и развить свои лучшие индивидуально-неповторимые черты, личностно раскрыться в индивидуальном стиле деятельности и поведения.
Реализация технологии предполагает стремление каждого члена педагогического отряда к созданию условий, в которых ребенок защищен демократически построенным коллективом, где принимает на себя свободный выбор ответственности за результат творческого самовыражения, развивает опыт сопричастности в социуме.
«Гражданские» законы и договор в начале пути становятся основой жизни временного детского коллектива.
Решая проблему воспитания при формировании временного детского коллектива, я останавливаюсь на следующих принципах организации внутриотрядной жизнедеятельности:
-творческая реализация каждого воспитанника как условие развития коллективного сотворчества;
– учет индивидуальных особенностей детей при определении социально-значимого ролевого места в коллективном взаимодействии;
– управленческая режиссура в постановлении технологического процесса коллективной деятельности.
Технологический проект в начале пути может иметь определенную последовательность:
– совместное проектирование, замысел коллективной деятельности;
– совместное планирование достижения общей цели;
– поиск оптимальных способов решения общей задачи (мозговая атака, мозговой штурм);
– распределение социально-значимых ролей и определение исполнителей коллективной деятельности;
– взаимная поддержка и помощь в осуществлении коллективного замысла;
– оценка общего результата, переживание успеха и радости общих достижений;
– закрепление нравственности ценностных ориентаций, гражданского самоопределения с сопричастности как гражданской позиции.
Одной из приоритетных задач формирования временного коллектива подростков я считаю создание адекватного в рамках нравственности группового мнения. Воспитатель (вожатый) избегает прямого воздействия на подростка, так как более эффективным будет воздействие опосредованное, через мнение группы. Это мнение он создает сам, так как является для подростков референтным лицом.
Воспитатель (вожатый) решает задачи удовлетворения потребностей подростков, развития у каждого ощущения принадлежности к группе и успешности в ней, благоприятного эмоционального состояния, мотивации группы, анализа мотивов каждого.
Содержание психологического контракта в данном случае выглядит следующим образом. Воспитатель (вожатый) рассчитывает на мотивированного, сознательного и добросовестного воспитанника и старается обеспечить ребенку комфортное существование (условие договора).
Общение происходит на позициях диалога, использования принципа «оба правы» при разрешении спорных вопросов; договорных отношениях, восприятии деятельности подростка именно в том виде и смысле, в каком он видит и осмысливает ее сам. На ребенка не оказывается давление с целью заставить его сделать «нужный» выбор, а предоставляется свобода выбора, действий, ответственности за свои поступки. Тогда подросток оправдывает доверие и совершает нравственный выбор действия.
Прочие статьи:
Требования, предъявляемые к преподавателю при
составлении тестовых заданий
Учитель играет важную роль при контроле грамматических навыков, так как учитель должен следить за дисциплиной, правильным оформлением и выполнением, а для этого он должен обладать следующими умениями для осуществления контроля:
умение определять актуальность контроля и его характер (выбрать прави ...
Влияние игры на социальное развитие ребёнка
Детская игра – исторически возникшая ведущая деятельность – определяет развитие ребенка до школы.
Маленький ребенок психологически включен в игру. Он свободно и самостоятельно выбирает игрушку, придумывает тот или иной сюжет, включает в игру сверстников, и они действуют по правилам, которые они с ...
Состав лексикона у разных детей
На основе наблюдений и дневниковых записей нами была проанализирована речь трех детей: Ани С., Сони и Алины М. от 1 года 2 мес. до 1 года 10 мес.
Речь детей и результаты представлены в таблицах.
Таблица 2
Изучение активного словаря Ани С.
Возраст ребенка
Детское слово
Слово нормативно ...