Важно, чтобы весь педагогический коллектив работал на единую идею и каждый его член предвосхитил собственный поиск ответа на вопрос: «как» организовать коллектив и «зачем» я собираюсь это делать. Каждый решает по-своему общую проблему: помочь ребенку войти в сообщество сверстников, включиться в социум, присвоить ценности человеческой культуры общения, сформировать гражданскую позицию и, с другой стороны, сохранить и развить свои лучшие индивидуально-неповторимые черты, личностно раскрыться в индивидуальном стиле деятельности и поведения.
Реализация технологии предполагает стремление каждого члена педагогического отряда к созданию условий, в которых ребенок защищен демократически построенным коллективом, где принимает на себя свободный выбор ответственности за результат творческого самовыражения, развивает опыт сопричастности в социуме.
«Гражданские» законы и договор в начале пути становятся основой жизни временного детского коллектива.
Решая проблему воспитания при формировании временного детского коллектива, я останавливаюсь на следующих принципах организации внутриотрядной жизнедеятельности:
-творческая реализация каждого воспитанника как условие развития коллективного сотворчества;
– учет индивидуальных особенностей детей при определении социально-значимого ролевого места в коллективном взаимодействии;
– управленческая режиссура в постановлении технологического процесса коллективной деятельности.
Технологический проект в начале пути может иметь определенную последовательность:
– совместное проектирование, замысел коллективной деятельности;
– совместное планирование достижения общей цели;
– поиск оптимальных способов решения общей задачи (мозговая атака, мозговой штурм);
– распределение социально-значимых ролей и определение исполнителей коллективной деятельности;
– взаимная поддержка и помощь в осуществлении коллективного замысла;
– оценка общего результата, переживание успеха и радости общих достижений;
– закрепление нравственности ценностных ориентаций, гражданского самоопределения с сопричастности как гражданской позиции.
Одной из приоритетных задач формирования временного коллектива подростков я считаю создание адекватного в рамках нравственности группового мнения. Воспитатель (вожатый) избегает прямого воздействия на подростка, так как более эффективным будет воздействие опосредованное, через мнение группы. Это мнение он создает сам, так как является для подростков референтным лицом.
Воспитатель (вожатый) решает задачи удовлетворения потребностей подростков, развития у каждого ощущения принадлежности к группе и успешности в ней, благоприятного эмоционального состояния, мотивации группы, анализа мотивов каждого.
Содержание психологического контракта в данном случае выглядит следующим образом. Воспитатель (вожатый) рассчитывает на мотивированного, сознательного и добросовестного воспитанника и старается обеспечить ребенку комфортное существование (условие договора).
Общение происходит на позициях диалога, использования принципа «оба правы» при разрешении спорных вопросов; договорных отношениях, восприятии деятельности подростка именно в том виде и смысле, в каком он видит и осмысливает ее сам. На ребенка не оказывается давление с целью заставить его сделать «нужный» выбор, а предоставляется свобода выбора, действий, ответственности за свои поступки. Тогда подросток оправдывает доверие и совершает нравственный выбор действия.
Прочие статьи:
Нормативно-правовые основы управления системой
общего образования
образование управление финансирование фонд
Система правового регулирования образования сегодня включает в себя значительное число нормативных актов различного уровня и направленности. Как известно, основной из них - это специальный закон в сфере образования: Закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 « ...
Виды обучения
Вид обучения — это обобщенная характеристика обучающих систем, устанавливающая особенности обучающей и учебной деятельности.
Существует множество видов обучения. Мы рассмотрим: традиционное, дистанционное, догматическое, эвристическое, проблемное, компьютерное, модульное, межпредметное, личностно ...
Сущность игровых методик
Развивающая игровая деятельность эффективно используется в воспитании подрастающего поколения на протяжении всей истории педагогики, что позволяет детям познать себя и окружающий их мир, органично войти в него. Игра сопровождает все этапы становления личности. Без игры немыслимо «очеловечивание» р ...