Анализ передового опыта учителей России по развитию творческого воображения

Новая педагогика » Развитие творческого воображения младшего школьника при чтении сказок » Анализ передового опыта учителей России по развитию творческого воображения

Страница 1

Задача развития воображения очень сложна, так как осуществить ее можно только в творческой деятельности.

По замечанию Л.С. Выготского «Педагогика творчества сама должна быть творческой» .

Учитель должен быть сам творческой личностью. Обучение творчеству возможно только в совместные деятельности взрослого и ребенка.

О.И. Никифорова выделяет следующие функции учителя при этом:

- демонстрация разнообразных творческих способов деятельности;

- организация жизни и деятельности учащихся таким образом, чтобы условия требовали от них поиска творческих решений .

Опираясь на приведенные выше функции воображения, необходимо отметить, что:

1) Ни одно построение фантазии не может быть вызвано прежде, чем учителем не будет обеспечен наличием в личном опыте ученика всех тех элементов, из которых должно быть построено требуемое понимание предмета.

Это возможно при условии обязательного знакомства с наличным опытом ученика. «Воображение должно исходить из знакомого и известного, для того чтобы понять незнакомое и неизвестное» .

2) Опора на эмоциональную сферу детей. Передавая кому-нибудь представления, необходимо вызвать эмоциональный отклик у детей.

3) Организация таких форм среды, которая позволяет ребенку решать и упражнять свои природные склонности.

Так, поступление ребенка в школу и обучение в ней окажут большое влияние на развитие его воображения. Особенно интенсивно совершается воссоздание воображения, так как в соответствии с существующими методами обучения ученику приходится о многом узнать из рассказа учителя или книг. Постоянное упражнение воссоздания воображения приводит к его совершенствованию.

Ученик на уроке воспроизводит, мыслит, чувствует, запоминает, создает образы воображения на основе письменного и устного слова. Интеллектуальные дети ограничиваются этими границами. Анализ уроков показывает, что все задания и вопросы тренируют у учащихся воспроизведение (внимание, наблюдение), его память, мышление, воссозд. воображения:

покажи… (мышление, память)

расскажи… (память, воссозд. воображение)

докажи… (мышление, память).

Активизация же творческого воображения непосредственно на уроках – дело счастливой случайности и личной инициативы учителя.

Г.Г. Граник выдвигает 3 основных взаимод. и взаимообогащ. др.др. пути воздействия на развитие воображения:

1-ый путь – воздействие извне.

Оно достигается насыщением учебного процесса наглядным материалом. Школьник получает определенный фонд зрительных впечатлений и приучается соотносить их со словесными описаниями. Он получает определенный опыт работы, которая должна благотворно влиять на У. в дальнейшем самостоятельно создавать образы и ориентировать или только на основании словесных описаний.

2-ой путь – стимуляция воображения.

Учащемуся дается толчок «зацепка», исходя из которой он создает образы воображения сам. Создание таких «задач на воображение» требует таланта и творческой изобразительности от учителя.

3-ий путь – постоянное, целенаправленное самовоспитание, основанное на собственных волевых усилиях учащихся.

Образы воображения может не только возникать, «наплывать непроизвольно». Они могут быть созданы и сознательным волевым усилием .

Наблюдения за возрастными особенностями познавательной деятельности младших школьников свидетельствует о том, что существенной стороной их умственного развития выступает формирование способности действовать в уме, мысленно планировать возможные шаги при решении задач. При мысленном планировании ребенок оперирует не самими вещественными предметами, а только с их образами и представлениями. Образ возникает в результате сложной деятельности, направленной на мысленное дополнение, установление соотношения между элементами, путем их мысленного преобразования, дополнения недостающими элементами.

Страницы: 1 2 3


Прочие статьи:

Психолого-педагогические аспекты организации учебного сотрудничества
Опыт передовой практики обучения иностранного языка показывает, что эффективность урока иностранного языка обуславливается, прежде всего способностью учителя создать условия и организовать ситуации, в которых ученики осваивают язык как средство общения. Говоря о педагогическом, учебном сотрудничес ...

Общая характеристика круга чтения младшего школьника
чтение школьник литературный развлекательный Хотя круг чтения младших школьников во многом определяется школьной программой (изучаются в основном классика детской литературы), тем не менее, детям 7-10 лет предлагается значительный но объему репертуар чтения, выходящий за рамки программного. Трудн ...

Организационные формы самостоятельной работы
Самостоятельная работа может осуществляться в различных организационных формах: индивидуально, в парах, небольших группах и целым классом. Каждая из названных форм призвана создавать и развивать в совокупности организационные, информационные, познавательные и коммуникационные умения учащихся. К тр ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru