Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по развитию творческого воображения при чтении сказок

Новая педагогика » Развитие творческого воображения младшего школьника при чтении сказок » Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по развитию творческого воображения при чтении сказок

Страница 4

Несмотря на такой внешней оптимистический конец очевидно, что проблемы персонажей – «упертость» попугая и лживость мальчика – отнюдь не разрешены.

Помочь в этом может внезапное заявление учителя, что, по его мнению, все сказка осталась незаконченной и необходимо сочинить ее продолжение:

- Представьте себе, что вам досталось некое волшебное средство, с помощью которого может разрешена проблема ваших героев. Подумайте, что за волшебное средство, кто его дал, какую потребовал плату. В чем заключается результат, который вы получите, воспользовавшись этим средством? Снова сочиняйте вместе!

Любопытным представлялся следующий факт: реплики «Да что здесь сочинять – волшебная палочка, елики-дрелики, все готово!» через несколько минут заменились недоумением и растерянностью – а что же нужно получить и какое же потребуется волшебное средство?

Некоторые дети так и не смогли придумать и обращались за помощью ко всему классу. На наш взгляд, обратная связь с идеи тех членов класса, которые смогли найти для себя что-то неординарное, могут оказать существенную помощь и другим ребятам. Не следует воспринимать их слова как конкретные советы и рецепты. Эзопов язык сказочных образов допускает различные варианты интерпретаций, и человек, воспринявший идею другого, чаще всего вкладывает в нее собственный смысл. В самом деле, как многозначен, например, «подарок», сделанный мальчику-лгунишке одним из волшебников – детей класса: волшебное зеркало, в котором он видит себя таким, каким хочет быть, но которое не скрывает самых вопиющих недостатков.

Немаловажное значении имеет вопрос о цене, которую готов заплатить герой за полученное волшебное средство. «Провокационные» вопросы направлены на то, чтобы подчеркнуть абсолютную незначительность в сказочном мире материальных ценностей, сориентировать учащихся на осознание тех жертв, на которые он может пойти для достижения искомой цели, стоит ли цель этих жертв и тем самым способствовать развитию у них творческого воображения.

Следует заметить, что анализ и разбор приносимых жертв можно превратить в отдельное упражнение, как это сделано у Киппера («Волшебный магазин»). Найденные учащимися волшебные средства разрешения их героев проблем, принесенная за это плата вызвали у них интенсивные размышления. Некоторые из детей высказали при рефлексии проделанной работы сомнения в том, что им удалось приблизиться к решению их проблем. Как нам представляется, окончательные выводы можно будет делать только спустя какое-то время, поскольку воздействие всего этого упражнения происходит прежде всего на подсознательные структуры, то есть на те области нашего Я, которые на самом деле чаще всего и управляют нашим поведением.

Дальше мы предложили детям довольно известную процедуру – коллективное сочинение сказки.

После необходимого разогрева учащимся предлагалось придумать зачин сказки. Тот, кто оказывался более проворным, тот и начинал. А дальше обязательное условие – придумывать продолжение сказки, произнося по одной - две фразы по кругу (например, по часовой стрелке), соблюдая строгую очередность. Может показаться, что такое требование слишком сковывает: ведь у одного, скажем, родилась блестящая идея о том, как продолжить, а ход достается другому, который, не сумев придумать ничего путного, поворачивает сюжет «совсем не туда». Однако думается, что это требование все же является справедливым и оправданным. Ведь пойди мы по первому пути, творческий процесс по созданию сказки неизбежно узурпируют наиболее активные и интеллектуально подвижные ребята, а все остальные вынуждены будут довольствоваться скромной ролью статистов в массовке. Но, как было сказано выше, нашей задачей является организовать процесс создания сказки, в котором имели бы возможность принять участие все члены класса.

Важно провести анализ созданной сказки вместе с учащимися класса – ее создателями. Мы использовали такие вопросы:

1. Какое название можно дать нашей сказке?

2. Какие основные темы прозвучали в сказке?

3. Что можно сказать о главном герое сказки? Какими чертами он обладает?

4. Каковы отношения героя с остальными персонажами? Какие отношения он выбирает чаще всего?

5. В чем заключается главная трудность героя, что ему не хватает?

6. Какой путь выбирает герой для достижения поставленной цели, для решения возникающих задач?

7. Какими волшебными средствами пользуется герой (если они были в сказке)? От кого или с чьей помощью он их получил?

8. Что именно добывает герой с помощью волшебного средства? (Если средства не было, то: Каким образом герой решает проблему?).

Ответы на эти вопросы, сформулированные в результате обсуждения, были зафиксированы нами на доске.

Четвертый этап – драматизации. Отдельные сказки, придуманные учащимися, разыгрывались. При этом автор играл роль главного Героя (но вполне приемлем вариант исполнения другой роли). Интересней всего было, когда допускалось импровизированное изменение сюжета, особенно инициированное Героем-автором. Если сказка имела трагическую концовку, необходимо было проработать варианты ее изменения. Для этого мы сделали перерыв в действии, обсудив какие, например, волшебные средства могли бы помочь преодолеть трудности, каким образом можно добыть недостающие ресурсы. Разумеется, по завершению разыгрывания сказки необходимо было организовать подробное обсуждение.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Прочие статьи:

Педагогические традиции и их место в духовной культуре народа
Создание общей теории культуры и тем более ее общей истории невозможно без воссоздания подлинной картины истории воспитания, важнейшей из сторон педагогической культуры. Между экономической жизнью общества и его духовной жизнью воспитание выступает как связующее звено. Этим объясняется и особенное ...

Педагогическая задача
Существует три основных подхода к понятию «педагогическая задача»: 1) педагогическая задача связана с прогрессивным изменением знаний, отношений, умений ученика (Б.Г. Ананьев, Н.В. Кузьмина); 2) педагогическая задача находит свое выражение в планируемых эффектах роста, развития, продвижения учащихс ...

Комплекс упражнений для формирования экономической культуры старшеклассников
Для формирования экономической культуры старшеклассников необходимо использовать не только тексты экономической направленности, но и упражнения, сопровождающие их. Нами был создан экономический блок уроков, который состоит из 5 уроков. Ознакомление школьников с пословицами изучаемого языка является ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru