Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по развитию творческого воображения при чтении сказок

Новая педагогика » Развитие творческого воображения младшего школьника при чтении сказок » Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по развитию творческого воображения при чтении сказок

Страница 2

3. Последовательность функций всегда одинакова (в моделируемых и сочиняемых сказках часто происходит отступление от этого принципа).

В.Я. Пропп выделил 31 функции сказок. В своей работе мы использовали специально приготовленные каточки, на одной стороне которой написано название функции, а на другой присутствует ее символическое изображение. Берутся не все функции, предлагаемые Проппом, а только некоторые из них, наиболее важные, с нашей точки зрения. Перечислим их и дадим краткие пояснения, используя конкретные примеры из сказок:

1. Отлучка («уехал купец как-то в чужие страны», «отправился царь на войну», «пошла однажды Марьюшка с подружками в лес по ягоды»).

2. Запрет («не открывай оконца», «не отлучайся со двора», «не пей водицы»).

3. Нарушение запрета (очевидно – персонажи сказок и в оконце выглядывают, и со двора отлучаются, и из лужи водицу пьют; при этом в сказке появляется новое лицо – антагонист, вредитель).

4. Получение волшебного средства (интересно что средство может, по мнению В.Я. Проппа, непосредственно передаваться, указываться, изготовляться, покупаться, появляться неведомо откуда, похищаться, выступать в лице различных персонажей, предоставляющих себя в распоряжение героя и т.д.).

5. Способ достижения цели (это может быть на ковре-самолете, использование меча-кладенца и т.п.).

6. Преследование (какая сказка, как и детектив, обходится без погони? Героев могут преследовать гуси-лебеди, Змей-Горыныч, Баба Яга, Лихо Окаянное и прочие не менее симпатичные персонажи).

7. Одержание победы (разрушение злых чар, физическое уничтожение антагониста – Змея, Кащея Бессмертного, победа в состязании).

8. Счастливый конец (все очевидно).

9. Герой покидает дом (при этом герой может либо отправляться, отсылаться из дома, скажем, с благословения родителей разыскивать сестренку, либо изгоняться, например, отец увозит изгнанную мачехой дочь в лес).

10. Враг начинает действовать (змей похищает царевну, медведь ворует овес).

11. Даритель испытывает героя (Баба Яга дает девушке задание выполнить домашнюю работу, Змей предлагает герою поднять тяжелый камень).

12. Герой выдерживает испытание дарителя (все очевидно).

13. Герой вступает в битву с врагом (иногда это открытый бой – со Змеем Горынычем, например, иногда состязание или игра в карты).

14. Герою дают сложное задание (достать перстень со дна моря; соткать ковер; построить дворец за одну ночь; принести то, не знаю что, и другие не менее невыполнимые поручения).

15. Герой исполняет задание (а как же иначе?).

16. Враг оказывается поверженным (в сказках антагониста не только побеждают в бою или состязании, Нои изгоняют или уничтожают с помощью хитрости).

17. Герой возвращается домой (обычно это происходит в тех же формах, что и уход).

18. Героя не узнают дома (иногда вследствие произошедших с ним внешних изменений, наведенного заклятия, увечья, взросления).

19. Появляется ложный герой (то есть тот, кто выдает себя за героя или присваивает себе его заслуги).

20. Герой спасается от преследования (прячась в печку, превращаясь в кого-то или с помощью волшебных средств преодолевая огромные расстояния).

21. Героя метят (метку наносят на тело или дают особый предмет – кольцо, полотенце, образок).

22. Разоблачение ложного героя (это может произойти в результате специальных испытаний или свидетельства авторитетных лиц).

23. Узнавание героя (без комментариев).

24. Герою дается новый облик (частый прием – погружение в кипящую воду или горячее молоко, что делает героя еще краше – является, несомненно, прямым отражением обряда инициации) .

Учащиеся знакомились с семью основными сказочными персонажами, которых В.Я. Пропп называет так: Герой, Отправитель, Помощник, Даритель, Царевна, Антагонист, Ложный герой. Приводились конкретные примеры из сказок, иллюстрирующие выделенных персонажей. Помимо подхода к сказке В.Я. Проппа представляется в сжатом виде информация о других возможных трактовках символического мира сказок (например, в юнгианской психологии). Описываются типы сказок и их отличия друг от друга.

Второй этап – интерпретационный. Учащиеся обучаются видеть в сказке не только литературно-эстетическую сторону, но и психологический символический ряд. При этом важно, чтобы трактовки учащихся не критиковались и не отвергались, а рассматривались наряду с трактовками учителя. На этом этапе у детей появляются новые неожиданные для них самих идеи, возникают чудесные «креативные прорывы», открывающие им возможности видеть что-то абсолютно новое в привычных текстах старых сказок. Нужно всячески поддерживать проявление их творческих потенциалов.

Для анализа сказок мы использовали простую схему, предложенную Е.Л. Доценко :

1. Тема – то, о чем сюжет, на чем строится интрига действия. Тему можно толковать как значимую сферу жизни автора: путешествие, семейные сцены, поиск друзей и т.д.

2. Персонажи – круг основных действующих лиц, их характеристики. Они могут толковаться как значимые лица из окружения. В случае психологических сказок их можно рассматривать как персонификации личностных устремлений, внутренних конфликтов или – в духе психосинтеза – как отражение субличностей.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Прочие статьи:

Механизм нравственного воспитания
Однако путь этот очень долог, не всегда эффективен и не обеспечивает глубины в освоении морали. Поэтому роль взрослого как «социального проводника» очень важна и ответственна. Задача взрослого - определить, чему, как и когда учить ребенка, чтобы его адаптация к человеческому миру состоялась и про­ ...

Обоснование предлагаемой конструкции изделия
Ведущее место в учебно-воспитательной работе с учащимися отводится методу творческих проектов. Под проектом понимается самостоятельная творческая работа учащихся, соответствующая их возрастным возможностям. Метод проектов – система обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в проц ...

Характеристика современной системы общего образования в Российской Федерации
Результаты анализа современного состояния российского образования свидетельствуют о том, что отечественная образовательная система, демонстрируя внешнюю целостность, сохраняет внутри себя проблемы и противоречия. Важным фактором, влияющим на развитие российского образования, продолжает оставаться ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru