Апробация программы коррекционно-развивающей работы

Страница 1

После выявления основных адаптационных проблем первоклассников нами была разработана и проведена коррекционная работа на исследуемой выборке детей - второй этап эксперимента - формирующий эксперимент.

Занятия проводились в группе, один раз в неделю. Всего было проведено пять занятий в рамках классного часа. Длительность каждого занятия – от 30 минут до 1 часа.

Цель программы: коррекция отклонения развития и повышение уровня социально – психологической адаптации детей к условиям школы.

Программа структурирована по принципу соответствия основным методам познания: анализу и синтезу информации с учётом групповой динамики и построена на самопознании, самосознании, саморазвитии личности.

Основными принципами работы в группе были следующие:

Методологический принцип работы в группе развития – идти к развитию отдельных психических процессов через перестройку и развитие аффективно – потребностной сферы ребёнка.

Субъектное отношение к ребёнку.

Развивающая работа должна строиться на основе индивидуального подхода, учитывающего «зону ближайшего развития» ребёнка.

Занятия должны проходить в игровой форме и вызывать у участников группы живой интерес.

Отношения с детьми должны быть доброжелательными и дружелюбными; недопустимы менторская позиция и порицание за неуспех.

Необходимо, чтобы успех переживался ребятами как радость; этому способствует положительная эмоциональная оценка со стороны ведущего группу любого достижения ребёнка.

7. Большое внимание на занятиях должно уделяться развитию у детей способности к самостоятельной оценке своей работы.

В ходе работы использовались игровые методы, а также психогимнастика.

Основная идея программы заключается в том, чтобы не заставлять, не давить, не ломать ребёнка, а помочь стать самим собой, принять и полюбить себя, и направлена на саморазвитие личности первоклассников, т.е. на осознание ими сил и индивидуальности, повышение представлений о собственной значимости, формирование мотивации самовоспитания и саморазвития.

Помимо проведения коррекционной работы с группой первоклассников учителю 1 «А» класса (Губиной Марии Николаевне) были даны следующие рекомендации по формированию мотивации к обучению у детей исследуемой выборки:

В зависимости от содержания урока необходимо так организовать учебную деятельность, чтобы у школьников формировался соответствующий этой работе мотивационный цикл. Этот цикл имеет ряд этапов: от мотивации начала работы (готовность, включенность) к мотивации хода выполнения работы и затем к мотивации завершения.

I этап. Возникновение мотивации

Зафиксировать мотивы предыдущих достижений — «Мы хорошо поработали над предыдущей темой», вызвать мотивы относительной неудовлетворенности — «Но не усвоили еще одну важную сторону этой темы»; усилить мотивы ориентации на предстоящую деятельность — «А между тем для вашей будущей жизни это будет необходимо, например, в таких-то ситуациях».

II этап. Подкрепление и усиление возникшей мотивации

Здесь используется чередование разных видов деятельности, материала различной трудности, отметок, вызывающих положительные и отрицательные эмоции, — удовлетворенность и неудовлетворенность; целесообразно активизировать поиск самих учащихся, подключать их к самоконтролю и самооценке.

III этап. Мотивация завершения

Важно, чтобы каждый ученик вышел из деятельности с положительным личным опытом, чтобы в конце урока возникла положительная установка на дальнейшее учение, т.е. положительная мотивация перспективы. Для этого важно усилить оценочную деятельность самих учащихся, сочетая ее с развернутой дифференцированной отметкой учителя.

Таким образом, каждый этап урока необходимо наполнять психологическим содержанием, ибо каждый этап - это специфическая по своему мотивационному содержанию психологическая ситуация.

Для успешного формирования мотивации к обучению у первоклассников необходимо целенаправленное формирование трех компонентов учебной деятельности - интеллектуального, эмоционального, волевого. При этом через совершенствование одного из компонентов развиваются два других. Особенно ярко это проявляется в процессе становления эмоционального и волевого компонентов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Прочие статьи:

Анализ опыта реализации межпредметных связей
К сожалению, мне еще не приходилось работать с детьми ни в общеобразовательных учреждениях, ни в системе дополнительного образования, поэтому мне придется привести примеры из чужого опыта. Когда я начала писать этот раздел курсовой работы, я обратилась за помощью к своей бывшей учительнице алгебры ...

Закономерности построения однотоновых гармоний
Итак, мы перебрали все возможные комбинации контрастирующих цветов. Теперь обратимся к двум типам схем, где используются родственные цвета - монохроматической и сходственной. Основу однотоновых (монохромных) гармонических сочетаний цветов составляет один цветовой тон, который присутствует в каждом ...

Дидактическая игра на уроке
Историческое образование сегодня – один из наиболее сложных и противоречивых элементов федеральной системы образования. Перед учителем истории он ставит важные цели и задачи, решение которых способствует обучению и воспитанию нового поколения. Так, общей целью исторического образования учащихся явл ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru