Апробация программы коррекционно-развивающей работы

Страница 1

После выявления основных адаптационных проблем первоклассников нами была разработана и проведена коррекционная работа на исследуемой выборке детей - второй этап эксперимента - формирующий эксперимент.

Занятия проводились в группе, один раз в неделю. Всего было проведено пять занятий в рамках классного часа. Длительность каждого занятия – от 30 минут до 1 часа.

Цель программы: коррекция отклонения развития и повышение уровня социально – психологической адаптации детей к условиям школы.

Программа структурирована по принципу соответствия основным методам познания: анализу и синтезу информации с учётом групповой динамики и построена на самопознании, самосознании, саморазвитии личности.

Основными принципами работы в группе были следующие:

Методологический принцип работы в группе развития – идти к развитию отдельных психических процессов через перестройку и развитие аффективно – потребностной сферы ребёнка.

Субъектное отношение к ребёнку.

Развивающая работа должна строиться на основе индивидуального подхода, учитывающего «зону ближайшего развития» ребёнка.

Занятия должны проходить в игровой форме и вызывать у участников группы живой интерес.

Отношения с детьми должны быть доброжелательными и дружелюбными; недопустимы менторская позиция и порицание за неуспех.

Необходимо, чтобы успех переживался ребятами как радость; этому способствует положительная эмоциональная оценка со стороны ведущего группу любого достижения ребёнка.

7. Большое внимание на занятиях должно уделяться развитию у детей способности к самостоятельной оценке своей работы.

В ходе работы использовались игровые методы, а также психогимнастика.

Основная идея программы заключается в том, чтобы не заставлять, не давить, не ломать ребёнка, а помочь стать самим собой, принять и полюбить себя, и направлена на саморазвитие личности первоклассников, т.е. на осознание ими сил и индивидуальности, повышение представлений о собственной значимости, формирование мотивации самовоспитания и саморазвития.

Помимо проведения коррекционной работы с группой первоклассников учителю 1 «А» класса (Губиной Марии Николаевне) были даны следующие рекомендации по формированию мотивации к обучению у детей исследуемой выборки:

В зависимости от содержания урока необходимо так организовать учебную деятельность, чтобы у школьников формировался соответствующий этой работе мотивационный цикл. Этот цикл имеет ряд этапов: от мотивации начала работы (готовность, включенность) к мотивации хода выполнения работы и затем к мотивации завершения.

I этап. Возникновение мотивации

Зафиксировать мотивы предыдущих достижений — «Мы хорошо поработали над предыдущей темой», вызвать мотивы относительной неудовлетворенности — «Но не усвоили еще одну важную сторону этой темы»; усилить мотивы ориентации на предстоящую деятельность — «А между тем для вашей будущей жизни это будет необходимо, например, в таких-то ситуациях».

II этап. Подкрепление и усиление возникшей мотивации

Здесь используется чередование разных видов деятельности, материала различной трудности, отметок, вызывающих положительные и отрицательные эмоции, — удовлетворенность и неудовлетворенность; целесообразно активизировать поиск самих учащихся, подключать их к самоконтролю и самооценке.

III этап. Мотивация завершения

Важно, чтобы каждый ученик вышел из деятельности с положительным личным опытом, чтобы в конце урока возникла положительная установка на дальнейшее учение, т.е. положительная мотивация перспективы. Для этого важно усилить оценочную деятельность самих учащихся, сочетая ее с развернутой дифференцированной отметкой учителя.

Таким образом, каждый этап урока необходимо наполнять психологическим содержанием, ибо каждый этап - это специфическая по своему мотивационному содержанию психологическая ситуация.

Для успешного формирования мотивации к обучению у первоклассников необходимо целенаправленное формирование трех компонентов учебной деятельности - интеллектуального, эмоционального, волевого. При этом через совершенствование одного из компонентов развиваются два других. Особенно ярко это проявляется в процессе становления эмоционального и волевого компонентов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Прочие статьи:

Аппликация как вид изобразительного прикладного искусства
Аппликация (от лат. appllcatio - накладывать, прикладывать) - один из видов прикладного искусства, используемый для художественного оформления различных предметов (одежды, мебели, посуды и т. д.) при помощи прикрепления к основному фону вырезанных декоративных или тематических форм. Процесс выпол ...

Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР
Развитие дифференцированного обучения позволило выделить категорию детей, стойко не успевающих в массовой школе, но не имеющих выраженных нарушений анализаторов и существенно отличающихся от детей УО (умственная отсталость). По отношению к этой категории и употребляется термин «задержка психическо ...

Принципы получения объективной оценки знаний студента
Оценка знаний студента, полученных им по той или иной учебной дисциплине, не только подводит итог его успеваемости, но зачастую определяет и его способность к дальнейшему обучению или самостоятельной деятельности, т.е. значительным образом влияет на судьбу человека. Поэтому нет сомнений в том, что ...

Меню сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru