Апробация программы коррекционно-развивающей работы

Страница 10

В результате проведенной опытно-экспериментальной работы мы пришли к следующему выводу: коррекционно-развивающая работа учителя в начальной с использованием игровых методик будет эффективной в случае, если будут соблюдены основные условия эффективного формирования интеллектуально-личностной сферы детей, подтвердившиеся в ходе исследования (использование диагностических методик, программы коррекции выявленных нарушений, учёт разработанных практических рекомендаций). Таким образом, выдвинутая нами в начале исследования гипотеза полностью подтвердилась.

Кроме того, мы выявили следующее:

Преодоление адаптационных проблем первоклассников будет более успешным при соблюдении следующих условий:

а) создание у ребёнка ощущения продвижения вперёд, переживание успехов в деятельности;

б) использование всех возможностей материала для того, чтобы заинтересовать ребёнка: ставя проблемы, создавая проблемные ситуации, активизируя самостоятельное мышление;

в) организация сотрудничества с ребёнком, осуществление в процессе учебной деятельности взаимопомощи, взаимоконтроля, взаимооценивания.

Преобладание негативных эмоций (отрицательные отметки) не служит формированию интереса к учению, а, наоборот, блокирует его. В отношениях ученик-учитель, так же как и в отношениях в семье, нужна заинтересованность взрослого в изменении позиции ребёнка.

Обычно сравнивают достижения одних детей с достижениями других на основании каких-то нормативов. Реалистическая оценка должна основываться на сравнении сегодняшних собственных результатов ребёнка с предыдущими. При таком сравнении исчезает критерий оценки с позиций совершенства. Это избавляет ребёнка от отрицательных эмоций, возникающих при его сравнении с более успешными сверстниками.

Развивая у первоклассника чувство компетентности в любой деятельности, учитель должен как можно чаще подчеркивать всё, чему ребёнок уже научился и чему ещё может научиться, но не фиксировать внимание на его неумении и несовершенстве.

У ребёнка должна появиться способность воспринимать свою некомпетентность в новых ситуациях как повод научиться чему-то, а не как дефект личности или признак неминуемой неудачи. Если ребёнок в чём-то неуспешен, задача учителя - внушить ему, что успех обязательно придет. Критиковать ребёнка следует на фоне общей психологической поддержки, иначе из-за действия защитных механизмов психики эта критика будет отвергнута или искажена.

Уважение, внимание, забота и одобрение окружающих повышают у любого ребёнка чувство собственной ценности и приводят к формированию позитивной самооценки и соответствующей «Я - концепции». Доминирование положительного представления о себе - «Я ещё этого не знаю, но научусь» или «Мне не удается красиво написать, значит, я должен поупражняться» - порождает желание позитивно изменить ситуацию. Отрицательные эмоции побуждают стремление избежать контакта с негативным событием, т.е. ученик отказывается выполнять задание, которое у него плохо получается. Положительные эмоции побуждают действия поддержки позитивного события. Поэтому очевидно, что познавательный интерес у первоклассника формируется только в том случае, когда учебная деятельность успешна, а способности оцениваются позитивно. Правильно организованный учебный процесс — одно из условий формирования познавательного мотива у младшего школьника. Развитость этого мотива непосредственно связана с успеваемостью. В целом желание учиться, стремление к достижениям связаны с положительным отношением ребёнка к учителю, что предопределяет ценность сохранения таких отношений.

Игра позволяет не только активно включить учащихся в учебную деятельность, но и активизировать познавательную деятельность детей. Игра помогает донести учителю до учащихся трудный материал в доступной форме. Отсюда можно сделать вывод о том, что использование игры необходимо при коррекционно-развивающей работе учителя с детьми младшего школьно возраста.

Игра может быть использована как на этапах повторения и закрепления, так и на этапах изучения нового материала. Она должна в полной мере решать как образовательные задачи урока, так и задачи активизации познавательной деятельности, и быть основной ступенью в развитии познавательных интересов учащихся.

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11


Прочие статьи:

Модель текста задачи как основа наглядно-образного мышления младших школьников
Мышление школьников при изучении математики строится не только на основе общих психологических механизмов и операций, адекватных усвоению научного знания, но и включает формирование специфических механизмов, моделирующих существенные признаки и способы описания познаваемых объектов, выраженные в и ...

Роль и значение исторического подхода в истории обучения устной речи глухих школьников
Роль и значение исторического подхода Значение исторического подхода для понимания современных проблем со всей глубиной изложено в трудах выдающихся представителей теоретической педагогики. Вильгельм Флитнер подчеркивал, что все интеллектуальное неизбежно становится историческим и без прошлого не ...

Этапы социализации
В любом обществе социализация человека имеет особенности на различных этапах. В самом общем виде этапы социализации можно соотнести с возрастной периодизацией жизни человека. Существуют различные периодизации, и приводимая ниже не является общепризнанной. Она весьма условна, но достаточно удобна с ...

Меню сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru