В результате проведенной опытно-экспериментальной работы мы пришли к следующему выводу: коррекционно-развивающая работа учителя в начальной с использованием игровых методик будет эффективной в случае, если будут соблюдены основные условия эффективного формирования интеллектуально-личностной сферы детей, подтвердившиеся в ходе исследования (использование диагностических методик, программы коррекции выявленных нарушений, учёт разработанных практических рекомендаций). Таким образом, выдвинутая нами в начале исследования гипотеза полностью подтвердилась.
Кроме того, мы выявили следующее:
Преодоление адаптационных проблем первоклассников будет более успешным при соблюдении следующих условий:
а) создание у ребёнка ощущения продвижения вперёд, переживание успехов в деятельности;
б) использование всех возможностей материала для того, чтобы заинтересовать ребёнка: ставя проблемы, создавая проблемные ситуации, активизируя самостоятельное мышление;
в) организация сотрудничества с ребёнком, осуществление в процессе учебной деятельности взаимопомощи, взаимоконтроля, взаимооценивания.
Преобладание негативных эмоций (отрицательные отметки) не служит формированию интереса к учению, а, наоборот, блокирует его. В отношениях ученик-учитель, так же как и в отношениях в семье, нужна заинтересованность взрослого в изменении позиции ребёнка.
Обычно сравнивают достижения одних детей с достижениями других на основании каких-то нормативов. Реалистическая оценка должна основываться на сравнении сегодняшних собственных результатов ребёнка с предыдущими. При таком сравнении исчезает критерий оценки с позиций совершенства. Это избавляет ребёнка от отрицательных эмоций, возникающих при его сравнении с более успешными сверстниками.
Развивая у первоклассника чувство компетентности в любой деятельности, учитель должен как можно чаще подчеркивать всё, чему ребёнок уже научился и чему ещё может научиться, но не фиксировать внимание на его неумении и несовершенстве.
У ребёнка должна появиться способность воспринимать свою некомпетентность в новых ситуациях как повод научиться чему-то, а не как дефект личности или признак неминуемой неудачи. Если ребёнок в чём-то неуспешен, задача учителя - внушить ему, что успех обязательно придет. Критиковать ребёнка следует на фоне общей психологической поддержки, иначе из-за действия защитных механизмов психики эта критика будет отвергнута или искажена.
Уважение, внимание, забота и одобрение окружающих повышают у любого ребёнка чувство собственной ценности и приводят к формированию позитивной самооценки и соответствующей «Я - концепции». Доминирование положительного представления о себе - «Я ещё этого не знаю, но научусь» или «Мне не удается красиво написать, значит, я должен поупражняться» - порождает желание позитивно изменить ситуацию. Отрицательные эмоции побуждают стремление избежать контакта с негативным событием, т.е. ученик отказывается выполнять задание, которое у него плохо получается. Положительные эмоции побуждают действия поддержки позитивного события. Поэтому очевидно, что познавательный интерес у первоклассника формируется только в том случае, когда учебная деятельность успешна, а способности оцениваются позитивно. Правильно организованный учебный процесс — одно из условий формирования познавательного мотива у младшего школьника. Развитость этого мотива непосредственно связана с успеваемостью. В целом желание учиться, стремление к достижениям связаны с положительным отношением ребёнка к учителю, что предопределяет ценность сохранения таких отношений.
Игра позволяет не только активно включить учащихся в учебную деятельность, но и активизировать познавательную деятельность детей. Игра помогает донести учителю до учащихся трудный материал в доступной форме. Отсюда можно сделать вывод о том, что использование игры необходимо при коррекционно-развивающей работе учителя с детьми младшего школьно возраста.
Игра может быть использована как на этапах повторения и закрепления, так и на этапах изучения нового материала. Она должна в полной мере решать как образовательные задачи урока, так и задачи активизации познавательной деятельности, и быть основной ступенью в развитии познавательных интересов учащихся.
Прочие статьи:
Влияние игрушки на
развитие ребенка
Ведущими же атрибутами детских игр являются игрушки различного вида, которые оказывают на него разноплановое, как позитивное, так и негативное, влияние.
Игра как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребенка, она способствует освоению им опыта человеческой ...
Физиологическое содержание процесса письма
Удержание в памяти информации обеспечивается целостной деятельностью мозга. Как отмечает А.Р. Лурия, «удельный вес каждой из операций письма не остается постоянным на разных стадиях развития двигательного навыка. На первых этапах основное внимание пишущего направлено на звуковой анализ слова, а ин ...
Требования к игрушке
Какой должна быть игрушка, чтобы помочь ребенку в развитии, активно проявлять себя в игре, жить радостной жизни?
Основное требование к игрушкам определила Н.К. Крупская в статье «Об игрушках для дошколят»: игрушка должна способствовать развитию ребенка на каждой возрастной ступени дошкольного дет ...