В результате проведенной опытно-экспериментальной работы мы пришли к следующему выводу: коррекционно-развивающая работа учителя в начальной с использованием игровых методик будет эффективной в случае, если будут соблюдены основные условия эффективного формирования интеллектуально-личностной сферы детей, подтвердившиеся в ходе исследования (использование диагностических методик, программы коррекции выявленных нарушений, учёт разработанных практических рекомендаций). Таким образом, выдвинутая нами в начале исследования гипотеза полностью подтвердилась.
Кроме того, мы выявили следующее:
Преодоление адаптационных проблем первоклассников будет более успешным при соблюдении следующих условий:
а) создание у ребёнка ощущения продвижения вперёд, переживание успехов в деятельности;
б) использование всех возможностей материала для того, чтобы заинтересовать ребёнка: ставя проблемы, создавая проблемные ситуации, активизируя самостоятельное мышление;
в) организация сотрудничества с ребёнком, осуществление в процессе учебной деятельности взаимопомощи, взаимоконтроля, взаимооценивания.
Преобладание негативных эмоций (отрицательные отметки) не служит формированию интереса к учению, а, наоборот, блокирует его. В отношениях ученик-учитель, так же как и в отношениях в семье, нужна заинтересованность взрослого в изменении позиции ребёнка.
Обычно сравнивают достижения одних детей с достижениями других на основании каких-то нормативов. Реалистическая оценка должна основываться на сравнении сегодняшних собственных результатов ребёнка с предыдущими. При таком сравнении исчезает критерий оценки с позиций совершенства. Это избавляет ребёнка от отрицательных эмоций, возникающих при его сравнении с более успешными сверстниками.
Развивая у первоклассника чувство компетентности в любой деятельности, учитель должен как можно чаще подчеркивать всё, чему ребёнок уже научился и чему ещё может научиться, но не фиксировать внимание на его неумении и несовершенстве.
У ребёнка должна появиться способность воспринимать свою некомпетентность в новых ситуациях как повод научиться чему-то, а не как дефект личности или признак неминуемой неудачи. Если ребёнок в чём-то неуспешен, задача учителя - внушить ему, что успех обязательно придет. Критиковать ребёнка следует на фоне общей психологической поддержки, иначе из-за действия защитных механизмов психики эта критика будет отвергнута или искажена.
Уважение, внимание, забота и одобрение окружающих повышают у любого ребёнка чувство собственной ценности и приводят к формированию позитивной самооценки и соответствующей «Я - концепции». Доминирование положительного представления о себе - «Я ещё этого не знаю, но научусь» или «Мне не удается красиво написать, значит, я должен поупражняться» - порождает желание позитивно изменить ситуацию. Отрицательные эмоции побуждают стремление избежать контакта с негативным событием, т.е. ученик отказывается выполнять задание, которое у него плохо получается. Положительные эмоции побуждают действия поддержки позитивного события. Поэтому очевидно, что познавательный интерес у первоклассника формируется только в том случае, когда учебная деятельность успешна, а способности оцениваются позитивно. Правильно организованный учебный процесс — одно из условий формирования познавательного мотива у младшего школьника. Развитость этого мотива непосредственно связана с успеваемостью. В целом желание учиться, стремление к достижениям связаны с положительным отношением ребёнка к учителю, что предопределяет ценность сохранения таких отношений.
Игра позволяет не только активно включить учащихся в учебную деятельность, но и активизировать познавательную деятельность детей. Игра помогает донести учителю до учащихся трудный материал в доступной форме. Отсюда можно сделать вывод о том, что использование игры необходимо при коррекционно-развивающей работе учителя с детьми младшего школьно возраста.
Игра может быть использована как на этапах повторения и закрепления, так и на этапах изучения нового материала. Она должна в полной мере решать как образовательные задачи урока, так и задачи активизации познавательной деятельности, и быть основной ступенью в развитии познавательных интересов учащихся.
Прочие статьи:
Анализ особенностей семантического компонента у
детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
На первом этапе анализировалась импрессивная сторона лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи (ЭГ) и с нормальным речевым развитием (КГ).
Результаты исследования у дошкольников с речевой патологией позволили построить диаграмму, которой уровни развития импрессивной стороны предикативной ...
Условные графические наглядные пособия
Условными называются такие графические наглядные пособия, в которых основная закономерность или суть явления выражена символизирующими средствами. Поэтому условными наглядными пособиями считаются графики, диаграммы, схемы и т. д. Картину или фотографию к этой категории наглядных пособий отнести не ...
Основные понятия групповой и фронтальной работы на уроке. Виды групп
Форма работы – это специальная конструкция процесса обучения, характер этой конструкции обусловлен содержанием процесса обучения, методами, приемами, средствами, видами деятельности учащихся. Эта конструкция обучения представляет собой внутреннюю организацию содержания, которым в педагогической де ...