Методическое обеспечение и организация исследования

Новая педагогика » Развитие креативности школьников в процессе обучения » Методическое обеспечение и организация исследования

Страница 3

каждую подробность в названии сверх необходимого минимума. Если линия разделяет рисунок на две значимые части, подсчитывают баллы в обеих частях рисунка и суммируют их. Если линия обозначает определенный предмет - шов, пояс, шарф и т.д., то она оценивается 1 баллом.

Тест - опросник Г. Девиса. Данная методика направлена на изучение креативности у детей младшего школьного возраста. Основополагающим методом исследования является тестирование. Результаты исследования предназначены для преподавателей, психологов, воспитателей, кураторов учебных групп, мастеров производственного обучения, социального педагога, классных руководителей. Методика проводится в стандартных условиях учебных заведений (групповая форма тестирования). Интерпретация результатов проводится в соответствии с ключом оценки и обработки данных исследования [50]. Текст методики включает в себя 21 вопрос, на который испытуемым требуется дать утвердительный либо отрицательный ответ. Вопросы направлены на изучение личности ребёнка путём исследования его собственного мнения о себе.

Вычисление уровня креативности производится следующим образом: в случае положительных ответов по вопросам 2, 4, 6, 7, 8, 9, 10, 12, 16, 17,19 и отрицательных ответов по вопросам 1, 3, 5, 11, 13, 14, 15, 18, 20, 21, начисляется по одному баллу. Если сумма соответствующих ключу ответов равна от 0 до 12 - это низкий показатель уровня креативности, от 13 до 15 средний, а свыше 15 высокий уровень развития креативности.

Если сумма соответствующих ключу ответов равна или больше 15, то можно предположить наличие творческих способностей у отвечающего. Педагог должен помнить, что это - еще нереализованные возможности. Главная проблема - помочь в их реализации, так как часто другие особенности характера таких людей мешают им в этом (повышенное самолюбие, эмоциональная ранимость, нерешенность ядерных личностных проблем, романтизм и др.). Нужны такт, общение на равных, постоянное слежение за их творческими продуктами, юмор, периодическое подталкивание на "великие дела" и требовательность. Избегать острой и частой критики, чаще давать свободный выбор темы и режим творческой работы.

Так же использовалась такая методика для исследования креативности, как "Тест идей". Данный тест состоит из 5 вопросов. В Задании 1 от детей требуется описание необычных возможностей работы здорового пенсионера на предприятии. Задание 2: описание необычных способов применения заколки для волос. Задание 3: детям предлагалось ответить на вопрос: "Что случилось бы в мире, если бы все люди стали вегетарианцами?". Задание 4 - придумать как можно больше фраз, слова в которых начинались бы на буквы Б, У, Л, Б. Последним заданием являлось дополнение рисунка. В первом задании оценивается число придуманных идей, во втором задании также оценивается количество идей. В третьем, четвёртом и пятом заданиях оценивается фантазия и разнообразие предложений. Если предложение или рисунок является оригинальным и неповторимым, то ставится два балла. Если же предложения или рисунок банальны и неразнообразны, ставится 1 балл. Если же ребёнок написал нелепые предложения и непонятный рисунок - ставится 0 баллов. Далее следует общий подсчёт по каждому заданию. Сумма баллов составляет от 0 до 7 - это означает низкий уровень развития креативности, от 8 до 15 средний, сумма выше 16 баллов свидетельствует о высоком уровне креативности.

Использование именно этих методик, объясняется тем, что они сделаны в простой и доступной форме, не требуют много времени на их выполнение, а также помогают достичь поставленной цели.

После формирования выборки исследования, в которую вошли учащиеся третьих классов общеобразовательной средней школы № 24, было проведено диагностическое обследования, результаты которого использовались для проверки выдвинутой гипотезы и достижения цели исследования. Данные по методике Э.П. Торренса занесены в таблицы 2 и 2.1 Полученные результаты использовались для сравнительного анализа между группами.

Таблица 2

Данные по методике Э.П. Торренса в ЭГ.

Беглость мышления

Оригинальность мышления

Разработанность ответов

Гибкость мышления

1.

9 высокий

7 высокий

6 средний

6 средний

2.

6 средний

3 низкий

4 средний

5 средний

3.

5 средний

3 низкий

4 средний

4 средний

4.

5 средний

1 низкий

3 низкий

4 средний

5.

8 высокий

5 средний

4 средний

7 высокий

6.

5 средний

4 средний

5 средний

6 средний

7.

8 высокий

4 средний

3 низкий

5 средний

8.

5 средний

4 средний

5 средний

3 низкий

9.

5 средний

3 низкий

4 средний

3 низкий

10.

5 средний

2 низкий

2 низкий

4 средний

11.

4 средний

4 средний

5 средний

4 средний

12.

5 средний

7 высокий

6 средний

5 средний

13.

5 средний

5 средний

4 средний

7 высокий

14.

4 средний

4 средний

3 низкий

3 низкий

15

6 средний

3 низкий

4 средний

4 средний

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Прочие статьи:

Разработка структурно-логической схемы содержания темы программы. Определение сложности учебного материала
Структурно-логическая схема (СЛС) содержания темы «Основные приемы проведения проверки предприятия» представлена на рисунке 1. Характеристиками структурно-логической схемы являются следующие: число вершин, ребер и замкнутых контуров, ранг структурной схемы, средняя степень ее сложности. Под ранго ...

Роль речевого общения в развитии речи детей
Роль общения матери и ребёнка в пренатальном периоде. Обычно не придают значения тому факту, желанным или нежеланным появляется на свет ребенок. При длительных стрессовых состояниях в крови матери образуется избыточное количество стероидных гормонов, проходящих плацентарный барьер и влияющих на ф ...

Содержание обучения иностранному языку
Содержание обучения иностранным языкам составляет одну из кардинальных проблем методики, так как оно призвано ответить на вопрос "чему учить?". В этой главе будет сделана попытка показать один из подходов к решению этого вопроса, исходя из статуса методики как науки, предметом которой яв ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru