Игра при подготовке к изучению нового материала

Новая педагогика » Игра на уроках истории как активная форма обучения » Игра при подготовке к изучению нового материала

Страница 7

При проверке работ учащихся учителю целесообразно ознакомить ребят с интересными вариантами разных «расшифровок». Проведение этой игры готовит учащихся к игре противоположного значения.: «Зашифруй текст», в которой требуется сократить текст насколько это возможно, но так, чтобы по вновь получившейся записи можно было воспроизвести первоначальный вариант – работа по составлению конспекта. Однако выполняя ее в форме игры, школьники проявляют максимум заинтересованности, внимательности, творчества, что приводит к большей успешности не только в усвоении материала, но и в развитии полезных умений.

Игра и учебная наглядность

При изучении нового материала очень большое значение имеет наглядность. Наглядность бывает изобразительная, предметная и условно-графическая. Игровые возможности наиболее реализуемые применительно к первым двум.

Работа с наглядностью на уроке истории строится посредством наблюдения и анализа содержание наглядного объекта. Если учитель использует учебную картину, он добивается, чтобы школьники не просто «взглянули на картинку», а действительно увидели, что там изображено, обратили внимание не только на общий план, но и рассмотрели детали, которые часто наиболее важны для исторического анализа. В традиционной методике такая работа может строиться на основе сюжетно-образного повествования или художественного описания по событийной картине. В рассмотрении типологической картины наиболее характерный прием – беседа, помогающая учащимся самостоятельно извлекать знания.

Средствами игры учащиеся получают игровое задание, которое побуждает их внимательно рассмотреть картину, чтобы потом на основе увиденного и услышанного на уроке воплотить в собственный образ, приближенный к историческому. Например, в уже описанной выше игре «Устный диафильм» их потом нужно будет самим изобразить кадр диафильма, а для этого важно внимательно вникнуть в детали учебной картины.

В игре «Живая картина» необходимость внимательного анализа диктует последующее сценическое творчество, поскольку ученикам дается задание «оживить» какое-либо историческое событие по учебной картине: «Сбор дани», «Продажа крепостных», «Суд во времена «Русской правды», «Военный совет в Филях» и т.д. или какое-нибудь известное историческое полотно: «Переход Суворова через Альпы», «За расчетом», «Боярыня Морозова» и т.п. За несколько дней до урока нужно предложить учащимся заранее подготовленный текст инсценировки по картине. Так, например, при оживлении иллюстрации из учебника истории средних веков «Военный вождь с дружиной» учащимся предлагается допустить, что на рисунке изображен вождь франков Хлодвиг со своими дружинниками и приближенными, празднующими очередную победу. Далее следует инсценировка.

Может быть вариант игры, когда по ходу изучения нового материала учитель сам создает или « рисует живую картину» с помощью учащихся, раздавая им соответствующие роли. Например, при объяснении темы « Либеральные реформы 60-70 гг. XIX века в России» учитель, раскрывая суть судебной реформы, « рисует» картину пореформенного окружного суда: ученик, сидящий на первой парте среднего ряда, определяется судьей, целый ряд из двенадцати человек « назначается» присяжными заседателями, из оставшихся по ходу объяснения выбираются и рассаживаются в соответствии с ситуацией «прокурор», «защитник», «подсудимый».

Игру «Экскурсия» можно проводить при необходимости внимательного рассмотрения репродукции картины, изображения скульптурной композиции или архитектурного памятника.

Класс делится на несколько групп. Каждая из них за определенное время готовит содержание и « экскурсии» о данном экспонате, но для разных групп экскурсантов:

первая группа – для детей старшей группы детского сада;

вторая группа – для школьников 5-го класса;

третья группа для студентов вуза;

четвертая группа – для иностранных туристов.

После отведенного на подготовку времени (10 мин), от каждой группы выделяется представитель, который « проводит» такую экскурсию у доски, где вывешено изображение данного экспоната. А 3-4 человека из его группы играют роли экскурсантов.

Так, например, при изучении архитектуры второй половины XIX в., в основу игры могут лечь изображения Ленинградского (Николаевского) или Московского вокзалов, построенные К. А. Тоном. Учитель отсылает учащихся к тексту учебника, который содержит не конкретную информацию об этих постройках, а лишь обобщенные сведения о характерных особенностях архитектурных стилей того времени. Это ставит школьников в условия, в которых изображение вокзала используется как необходимый источник информации, на основе которого, в совокупности с текстом учебника, и выстраивается текст экскурсии.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8


Прочие статьи:

Закономерности гуманизации образования
Опираясь на выводы многочисленных психолого-педагогических исследований, можно сформулировать закономерности гуманизации образования. Образование как процесс становления психических свойств и функций обусловлен взаимодействием растущего человека со взрослыми и социальной средой. Психологические явл ...

Сущность моделирования в философской и психолого – педагогической литературе
Проблема моделирования как способа научного познания широко разрабатывается не только в философии, но и получила признание практически во всех отраслях современной науки. В настоящее время термин "модель" широко используется в различных сферах человеческой деятельности и имеет множество с ...

Роль тестов в формировании грамматических навыков
Современная методика обучения иностранным языкам рассматривает процесс формирования грамматических навыков как управляемую систему, в которую в качестве необходимого звена включается контроль, объективно обусловленный логикой процесса управления учебной деятельностью учащихся. Формирование навыков ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru