При игре не обязательно организовывать групповую работу. Если иллюстрация есть в учебнике, то игровое задание может быть дано по вариантам для каждого. Его необходимо выполнить в письменном виде. А по истечении отведенного времени желающие проводят свой вариант «экскурсии» у доски.
Игра «Китайские иероглифы» представляет собой криптограмму, разгадав которую дети могут познакомиться с изречением какого-либо знаменитого в истории человека.
![]() |
Ключ к пиктограмме заключается в этом знаке.
Чтобы разгадать зашифрованную надпись, необходимо дорисовать каждый «иероглиф» до указанной в ключе фигуры (лучше сделать это цветным карандашом или фломастером). Из новых деталей сложатся буквы, по ним можно прочесть изречение автора.
Итак, выше были рассмотрены возможности игр при подготовке к изучению нового материала. При устном изложении и работе с печатным текстом, при работе с наглядностью. В результате анализа использования игр на уроке истории выявляется следующая методика введения дидактических игр в процессе изучения нового материала на основе активизации познавательной деятельности:
1. Постановка учебно-игрового задания перед изучением нового материала. Это адресованное учащимся задание может быть направлено на выполнение одной из логических операций (выделение главного, сравнение и пр.) или на развитие исторического воображения. Кроме того, задание работает и на занимательность обучения и, таким образом, мотивирует, стимулирует и активизирует познавательные процессы школьников.
2. Организация самостоятельной работы учащихся по выполнению учебно-игрового задания при изучении нового материала.
3. Применение полученных учащимися знаний в ходе кульминации и заключительного этапа игры (при этом изучение нового материала и его закрепление объединяются в единый процесс).
В зависимости от замысла учителя данные положения при проведении игры могут быть реализованы на одном уроке или растянуты во времени на несколько уроков.
Достоинство такой методики состоит в следующем:
1) Игра мотивирует, стимулирует и активизирует познавательные процессы школьников – внимание, восприятие, мышление, запоминание, воображение.
2) Игра, востребовав полученные знания, повышает их прочность.
3) Одним из достоинств является повышение интереса к предмету практически у всех учащихся.
4) Посредством игры задействуется «ближняя перспектива» в обучении.
5) Игры позволяют развивать специальные способности учащихся к занятиям историей:
- историческую память учащихся, в первую очередь на исторические факты, явления, представления;
- способность к ретроспективному мышлению, к осмысленной реконструкции картины исторического исследования;
- способность к историческому сопереживанию.
6) Игра позволяет гармонично сочетать эмоциональное и логическое усвоение знаний, за счет чего учащиеся получают прочные, осознанные и прочувствованные знания.
Прочие статьи:
Игра детей младшего дошкольного возраста
В ходе наблюдений за играми детей младшего дошкольного возраста Щербакова Е.И. отмечает: в играх детей наблюдается несложный сюжет, в котором прослеживается логическая последовательность действий. Ребенок стремится определить для себя роль, может на какое-то время увлечься ею. Однако интересы дете ...
Приёмы развития творческого мышления младших школьников на уроке
иностранного языка
В исследованиях, посвященных изучению возрастной динамики творческого мышления, отмечается замедление, а в некоторых случаях и снижение у младших школьников развития творческого мышления в целом и отдельных его свойств. В качестве конкретных причин, отрицательно влияющих на развитие творческого мы ...
Противоречия в сфере социализации и воспитания
В условиях модернизации российского общества изучение проблем социализации и воспитания имеет важное значение для уяснения возникающих противоречий, связанных с жизнедеятельностью молодёжи, и для нахождения научно обоснованных путей и методов их разрешения. Причины появления противоречий в сфере с ...