Дифференцированный подход к преподаванию истории в системе развивающего обучения

Новая педагогика » Дифференцированный подход к преподаванию истории в системе развивающего обучения

Страница 1

Средняя общеобразовательная школа с. Черемхово Красночикойского района в 2005-2010 гг. работала над темой "Современный урок: подходы и проблемы". Современный урок рассматривался как форма обучения детей, которая создает условия для восхождения каждого ученика к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия. Результатом такого урока становится не только реальное знание или умение, важен сам процесс постижения истины. При этом важнейшим качеством процесса оказывается сотрудничество и сотворчество - явления самоценные.

Планируя урок, учитель пытается ответить на вопрос, как сделать так, чтобы ребенок учился с желанием независимо от имеющихся у него способностей и не просто усваивал готовую сумму знаний, но и развивал свои навыки, умения. Этого можно достичь благодаря технологии личностно-ориентированного развивающего обучения И.С. Якиманской. В этой технологии утверждается, что учение есть не производная от обучения, а самостоятельный индивидуальный, личностно-значимый и очень действенный источник развития.

Поскольку центром всей образовательной системы в данной технологии является индивидуальность детской личности, то ее методическую основу составляет индивидуализация (организация учебного процесса) и дифференциация (методика проведения урока).

Свою задачу как педагога я вижу в том, чтобы через уроки истории и обществознания, а также через внеклассную работу по предмету обеспечить развитие творческих и индивидуальных способностей учащихся путем метода дифференцированного подхода.

Объект работы - учебно-воспитательный процесс.

Предмет исследования - разнообразные формы, методы, приемы дифференцированного изучения материала с учетом индивидуальных различий учащихся на уроках истории и обществознания.

Цель работы - выявить наиболее оптимальные приемы и методы дифференциации обучения в период становления личности, позволяющие осуществлять учебно-воспитательный процесс в русле современных требований к качеству образования.

Гипотеза - если при обучении истории и обществознания в системе использовать дифференциацию обучения с учетом индивидуальных способностей то:

учащиеся лучше усвоят изучаемый материал

возрастет готовность учеников к самообучению

"вектор развития" строится от ученика к определению индивидуальных педагогических воздействий, способствующих его развитию.

Задачи работы:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме дифференцированного подхода в изучении истории и обществознания.

2. Описать опыт работы по применению методов и приемов дифференцированного подхода.

3. Показать эффективность этих методов.

По мнению Дайри Н. В.

Дифференциация - это система обучения, пи которой каждый ученик, овладевая некоторым минимумом общеобразовательной подготовки, может адаптироваться в современном мире, а также это разделение с сохранением базового ядра информации.

Цели дифференциации:

а) индивидуализация обучения, основанная на создании оптимальных условий, для выявлений задатков личности, развитии интересов и способностей каждого человека.

б) целенаправленное воздействие на формирование творческого, интеллектуального профессионального потенциала общества.

Варианты дифференциации:

1. Разветвление на потоки учащихся, которые отличаются уровнем интеллектуального развития.

2. Представление учащимся полной свободы в выборе учебного материала, последовательности его изучения, темпы продвижения, самооценки в соответствии с целью обучения.

3. Расширение учебного материала благодаря межпредметным связям и углублению знаний, посредством специализации учебной информации.

Типы дифференциации:

а) внешняя - обеспечивает создание на основе определенных признаков (интересов, склонностей, способностей, достигнутых результатов, проектируемых профессий) относительно стабильных групп, отличающихся предъявляемыми к школьникам требованиям, отражающих различное содержание.

б) внутренняя - организация учебного процесса, при которой учитываются индивидуальные особенности учащихся в условиях организации учебной деятельности. Таким образом, при внутренней дифференциации на уроке личностно-ориентированное обучение достигается за счет педагогических технологий.

Виды дифференциаций:

1. по общим способностям (на основании учета общего уровня обученности, развитием у учащихся отдельных особенностей психического развития: памяти, мышления, познавательной деятельности);

2. по частным способностям (различные уровни способностей к тем или иным предметам)

3. по неспособностям (речь идет о детях, обучающихся в классах коррекции)

4. по проектируемой профессии.

5. по интересам

6. по обучаемости, определенной характером психических процессов (мышления, восприятия и т.д.).

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Прочие статьи:

Анализ понятий: педагогика сотрудничества, педагогическая поддержка
Педагогика сотрудничества Педагогика сотрудничества является одним из наиболее всеобъемлющих педагогических обобщений 80-х гг., вызвавших к жизни многочисленные инновационные процессы в образовании. Название этой технологии было дано группой педагогов-новаторов, в обобщенном опыте которых соединили ...

Особенности организации групповой работы на уроке
Главными признаками групповой работы на уроке являются: класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач; каждая группа получает задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя; задания ...

Главенство эстетических ценностей для развития творческой личности учащегося
Большое значение искусства не только в художественном, но и в общем развитии личности признается учеными разных стран. Накопленные факты, наблюдения отдельных педагогов, данные, полученные отечественными и зарубежными исследователями, позволяют предположить, что художественная деятельность подростк ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru