Формирование ценностей ориентаций у подростков в системе деятельности классного руководителя

Новая педагогика » Формирование ценностей ориентаций у подростков в системе деятельности классного руководителя

Страница 14

3. Определены критерии и показатели сформированности ценностных ориентаций у подростков, позволяющие отслеживать динамику уровней и результативность формирования ценностных ориентаций:

а) когнитивный критерий, отражающий знания об общечеловеческих и национальных ценностях (показатели: глубокие, неполные, поверхностные, отсутствие знаний);

б) эмоциональный критерий, отражающий отношение к общечеловеческим и национальным ценностям (показатели: положительное, нейтральное, индифферентное, негативное отношение);

в) поведенческий, отражающий опыт ценностно-ориентированного поведения, способность подростка производить самооценку, самоконтроль с позиции общечеловеческих и национальных ценностей (показатели: устойчивое, относительно устойчивое, неустойчивое, отрицательное поведение).

В соответствии с критериями и показателями разработаны уровни сформированности ценностных ориентаций у подростков (наивысший, высокий, средний, низкий).

4. Выявлены педагогические условия, обеспечивающие эффективность формирования ценностных ориентаций у подростков в системе деятельности классного руководителя:

- организация воспитательного процесса на основе научно обоснованной модели формирования ценностных ориентаций, включающей ценностно-целевой, субъект -субъектный, содержательный, процессуально -коммуникативный, диагностико -результативный компоненты. При этом система ценностей понимается в соотношении с духовным бытием человека как диалоговое взаимодействие его с окружающим миром, другими людьми и самим собой (становление субъекта культуры), а педагогическая деятельность классного руководителя как социокультурный межсубъектный диалог;

- обеспечение повышения теоретического и методического уровней готовности классных руководителей к приобщению подростков к общечеловеческим и национальным ценностям путем внедрения авторской программы «Деятельность классного руководителя по формированию ценностных ориентаций у подростков»;

- оказание комплексного педагогического воздействия на когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты структуры ценностных ориентаций подростков в процессе реализации авторской программы воспитания «Культурное наследие земли Чувашской»;

- создание высокого нравственного, социально-психологического климата в классе, способствующего через самодеятельность и творчество участников коллективной жизнедеятельности организации действий и поступков, которые закрепляют опыт ответственного отношения к общечеловеческим и национальным ценностям;

- обеспечение интеграции воспитательных сил школы, семьи, общественности, учреждений культуры и производственных коллективов;

- осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к воспитанникам в процессе поэтапного формирования у них ценностных ориентаций.

Проведенное исследование не претендует на всю полноту решения этой сложной и многоаспектной проблемы. Оно может быть продолжено в направлении изучения данной проблемы применительно к учащимся старшего школьного возраста различных типов образовательно-воспитательных учреждений.

Страницы: 9 10 11 12 13 14 


Прочие статьи:

Развитие творческого мышления студентов в процессе интерпретации художественного произведения
На втором этапе эксперимента было отобрано одно художественное произведение для интерпретирования студентами (драма А.Н. Островского «Гроза»). При выборе данного текста я руководствовалась его соответствием основным критериям, предъявляемым педагогической этикой к художественным произведениям. Ос ...

Анализ существующих методик обучения младших школьников программированию
Алгоритмизация как часть программирования является основным, центральным элементом содержания курса информатики. Однако объём её изучения ее остается дискуссионным, что связано как с важностью осуществления фундаментализации курса, так и с необходимостью проведения профориентации на профессию прог ...

Описание хода опытно-практической работы по организации работы в малых группах на уроках английского языка с целью развития умений диалогической речи
диалогический речь урок группа Сущность опытно-практической работы состоит в разработке и апробации серии упражнений, направленных на развитие у учащихся 8 класса умений диалогической речи на основе использования работы в малых группах. Система упражнений основана на их выполнении в малых группах ...

Меню сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru