Формирование ценностей ориентаций у подростков в системе деятельности классного руководителя

Новая педагогика » Формирование ценностей ориентаций у подростков в системе деятельности классного руководителя

Страница 12

Следующее условие - создание высокого нравственного, социально-психологического климата в классе - обеспечивалось профессиональной компетентностью классного руководителя, его умениями сплачивать детский коллектив, выдвигать перед коллективом и отдельными учениками близкие, средние и дальние перспективы жизнедеятельности; организацией ученического самоуправления; выполнением учащимися временных и постоянных индивидуальных, групповых, постепенно усложняющихся общественных поручений (учебных, трудовых, культурно-просветительных, спортивных, организационных).

Интеграция воспитательных сил школы, семьи, общественности, учреждений культуры, производственных коллективов реализовывалась в системе деятельности классного руководителя по следующим направлениям:

- взаимодействие с родителями учащихся: изучение возможностей семьи и родителей в воспитании и поддержке детей; вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (совместные походы, экскурсии, дни здоровья, праздники; организация дня открытых дверей); повышение психолого-педагогических знаний родителей путем организации тематических лекториев, семинара-тренинга «Педагогическое понимание подростка» (автор: С. В. Шик) и т. д.;

- взаимодействие с учителями-предметниками: изучение познавательных и профессиональных интересов учащихся (посещение уроков, оказание помощи в выборе кружков, элективных курсов, профилей обучения); обеспечение единства действий в развитии детей в учебном процессе, создание ситуаций успеха в учебной и во внеклассной работе и т. д.;

- взаимодействие с представителями общественности, учреждений культуры, производственных коллективов, народными умельцами, ветеранами войны и труда и т. д.

Осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к воспитанникам в процессе поэтапного формирования у них ценностных ориентаций предполагало: наличие у педагога адекватного представления об уровне сформированности ценностных ориентаций каждого ученика, сугубо типичных и ярко индивидуальных сторонах его личности; организацию воспитательных дел, направленных на развитие социальной активности учащихся и презентацию их личных творческих достижений, апробацию детьми своих возможностей в различных видах общественно полезной деятельности; поддержку социально-ценных инициатив, увлечений, интересов; обеспечение эффективного взаимодействия учащихся разных уровней сформированности ценностных ориентаций; стимулирование стремления к самовоспитанию.

Реализация вышеназванных педагогических условий обеспечило формирование у подростков экспериментальных классов этических понятий, убеждений, нравственно ценных качеств.

Данные, полученные в ходе формирующего эксперимента, свидетельствуют, что в течение четырех лет (с 6 по 9 классы) произошли позитивные изменения уровней сформированности ценностных ориентаций у подростков. В конце формирующего эксперимента (2008 г.) учащиеся экспериментальных и контрольного классов были вновь распределены по уровням сформированности ценностных ориентаций (табл. 3).

Таблица 3

Распределение подростков по уровням сформированности ценностных ориентаций

(заключительный этап эксперимента, 2008 г.)

Класс

Кол-во учащихся

Уровень сформированности ценностных ориентаций

Ср

V

наивысший

высокий

средний

низкий

экспериментальные классы

Э-1

29

10 (35%)

13 (45%)

6 (20%)

-

3.15

1.21

Э-2

27

9 (33%)

10 (37%)

8 (30%)

-

3.03

1.17

контрольный класс

К

25

4 (16%)

8 (32%)

12 (48%)

1 (4%)

2.60

-

Страницы: 7 8 9 10 11 12 13 14


Прочие статьи:

Методика и результаты проведения констатирующего этапа эксперимента
Наше исследование проводилось в 3 «В» классе школы №960 Северо – Восточного округа г. Москвы у учителя Голубевой Анастасии Владимировны. Эксперимент осуществлялся с сентября по декабрь 2011 год, в котором приняли участие один экспериментальный класс 3 «В» (23 ученика) и один контрольный 3 «Б» (24 ...

Изложение с предварительным анализом текста
В первом варианте обучающего эксперимента изложение проводилось с предварительным анализом текста. Для изложения были отобраны два повествовательных рассказа для 6 и 7 классов. Тексты даны в приложении, а их характеристика на страницах. Рассмотрим несколько полно, правильно и последовательно пере ...

Основные понятия групповой и фронтальной работы на уроке. Виды групп
Форма работы – это специальная конструкция процесса обучения, характер этой конструкции обусловлен содержанием процесса обучения, методами, приемами, средствами, видами деятельности учащихся. Эта конструкция обучения представляет собой внутреннюю организацию содержания, которым в педагогической де ...

Меню сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru