Законодательная база сферы общего образования характеризуется наличием одного основного закона «Об образовании», ряда подзаконных правовых актов, ведомственных актов, а также актов СССР, до сих пор продолжающих свое действие. Все это значительно усложняет их применение, а постоянные корректировки и внесение изменений говорят о несовершенстве содержания правовых норм.
Обзор различных исследований ученых показал наличие общей точки зрения о кодификации законодательства об образовании и принятие «Кодекса РФ об образовании».
Кроме того, сравнение законодательства Российской Федерации об образовании с зарубежным, показало наличие перспектив решения актуальных проблем российской системы образования, путем принятия соответствующих правовых актов.
В частности рекомендуется использовать опыт Соединенных штатов Америки и на федеральном уровне разработать стандарт вовлеченности родителей и семей в образовательный процесс.
В Челябинской области разработана подробная нормативно-правовая база, регламентирующая систему общего образования. Во исполнение федеральной целевой программы утверждены планы-графики по реализации региональной системы модернизации образования.
В федеральной программе определена более глобальная задача в сфере общего образования, которая сформулирована как «модернизация общего образования, как института социального развития».
В рамках выполнения поручения Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина по модернизации региональных систем общего образования разработан комплексный план модернизации системы общего образования в Челябинской области, направленный на создание современных условий организации образовательного процесса, обеспечение высокого качества общего образования. Распоряжением Губернатора Челябинской области от 01.07.2011 г. № 642-р утвержден комплекс мер по модернизации общего образования в Челябинской области.
Основные задачи проекта:
1. Обеспечение качественных условий обучения:
- развитие материально-технической базы школ;
- модернизация базовых школ и создание центров дистанционного образования;
- подготовка, переподготовка и повышение квалификации учителей и руководителей школ; привлечение молодых учителей для работы в общеобразовательные учреждения.
- комплектование школьных библиотек, дистанционное обучение для обучающихся, приобретение электронных образовательных ресурсов;
- осуществление мер, направленных на энергосбережение.
2. Повышение заработной платы учителей.
Правительством Челябинской области активно используемся программно-целевой метод. Так, Министерством образования и науки Челябинской области разработана ведомственная целевая программа реализации государственной политики в системе общего образования на 2011 год.
Вышеназванная программа, в отличие от федеральной, является краткосрочной и была рассчитана только на 2011 год. Кроме того, цель, поставленная в ведомственной программе лишь частично совпадает с целью федеральной программы.
На 2012 год программа развития системы общего образования не продлена, что предполагает полное достижение индикативных показателей, запланированных ей.
Статистические данные и отчетные материалы Министерства образования и науки Челябинской области характеризуют противоположные результаты.
Система общего образования до сих пор характеризуется наличием ряда проблем:
1. недостаточной доступностью качественного общего образования для лиц с ограниченными возможностями;
2. отсутствием должного материально-технического обеспечения общеобразовательных учреждений, в особенности сельских местностей;
3. низкая вовлеченность родителей в образовательный процесс;
4. старение учительского состава системы общего образования и др.
В связи с этим Министерству образования и науки Челябинской области целесообразно продлить действие ведомственной программы до 2015 года и продолжить финансирование ее мероприятий.
В рамках проблемы обеспечения доступности качественного образования для детей-инвалидов предлагается продолжить реализацию проекта по созданию «Центра дистанционного образования для детей-инвалидов Челябинской области».
Внедрение федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения в Челябинской области влечет за собой ряд других нововведений. В первую очередь, это обучение кадров новым методикам и технологиям. Во-вторых, обновление материально-технической базы.
В данном случае наибольшая сложность возникает именно с обучением, а точнее переобучением кадров, так как наряду с этим существует проблема медленного обновления кадров на молодой состав.
Для привлечения молодых специалистов Министерству образования и науки Челябинской области предлагается использовать опыт других регионов и разработать ведомственную программу «Педагогические кадры». Основными направлениями данной программы должны стать:
Прочие статьи:
Краткая характеристика системы обучения Л.В. Занкова
Система Л.В. Занкова представляет собой единство дидактики, методики и практики. Единство и целостность педагогической системы достигаются благодаря взаимосвязи образовательных задач всех уровней. К ним относятся:
– цель обучения – достижение оптимального общего развития каждого ребенка;
– задач ...
Индивидуализация как один из способов повышения эффективности процесса
обучения
Еще Я.А.Коменский отмечал, что воспитание и образование возможно для всего юношества, необходимо лишь различие в оказании помощи. И для этого необходимо поставить в центр обучения ребенка с его интересами и способностями, жизненным опытом и потребностями, активностью и наблюдательностью. Ведь учит ...
Влияние прогулки с повышенной нагрузкой на динамику простудной
заболеваемости детей дошкольного возраста и их физическую подготовленность
Физическое воспитание в дошкольном возрасте играет очень большую роль, так как в этот период у ребенка закладываются основы здоровья, всесторонней двигательной подготовленности и гармонического физического развития.
Болезненный, отстающий в физическом развитии ребенок быстрее утомляется, у него н ...