Рок как музыкальное направление. Историческая справка

Новая педагогика » Рок-музыка и молодёжная культура » Рок как музыкальное направление. Историческая справка

Страница 2

В гармоническом отношении джаз и рок тоже различаются. На гармонический строй джаза заметно повлияла американская песенная культура. Джазовый стандарт (материал для джазовых инструментальных обработок) отличается богатством гармоний, большим количеством модуляций, т.е. уходом из основной тональности с возвратом в тонику. В джазе приход к основной тональности происходит путем смены аккордов на кварту вверх (из доминанты в тонику). Рок-музыка же шла с самого начала от европейской средневековой музыки и современного фольклора, для которых характерно движение по квартам вниз, через субдоминанту.

В форме произведений в роке в 1960е гг. тоже произошел ряд изменений. Так, структура куплет+припев постепенно усложнилась, произошел переход к многочастности, увеличилась роль инструментальной музыки и импровизационных эпизодов. Стремление к серьезной тематике требовало использования различных контрастов и нюансов, смены темпов и характера ритма в рамках одной пьесы и многого другого, почерпнутого из симфонической музыки. В некоторых рок-композициях появились размеры 3/4, 5/4 (размер, характерный для кельтской и славянской народной музыки), 7/4, а также переменные, постоянно меняющиеся по ходу пьесы, размеры.

Рок периода своего расцвета "явился в таком разнообразии стилей и форм, какое, пожалуй, не наблюдалось ни в одном из видов музыкальной культуры, включая и такое широко распространенное явление, как джаз. Этому способствовали, с одной стороны, свобода от академических условностей, с другой - открытость по отношению ко всем традиционным и современным видам искусства"

Особо следует рассмотреть такое явление, как блюз, повлиявшее как на развитие джаза, так и на некоторые интонации рок-музыки.

"Быть может, самая важная и непосредственно воспринимаемая на слух особенность блюзовых песен - импровизационное начало. Благодаря ему обычная музыкальная речь преображается в чудо неиссякаемого разнообразия и постоянного обновления, достигаемого через сочетание неизменной, раз и навсегда установленной схемы с постоянным тончайшим варьированием отдельных выразительных элементов в рамках этой схемы. Момент импровизации захватывает мелодику, гармонию, способ интонирования фактуру и т.п., но он как правило, не затрагивает общую структуру - как будто нарочно однообразную, оголенную и даже наивную в своих внешних очертаниях". Строго говоря, у блюза вообще нет каких-либо постоянных внешних очертаний, ибо они меняются от исполнения к исполнению. "Импровизационный склад блюзового музыканта проявляется также в том, что блюзовая форма при всей своей жесткой определенности, не закончена в том смысле, какой связывается с музыкальными произведениями Запада. Завершенность в блюзовой форме исчерпывается первоначальной конструктивной ячейкой; она же может повторяться и варьироваться ad infinitum. В ней даже и не намечены такие внутренние грани, как начало, середина, завершение. Конец наступает только по воле исполнителя-импровизатора" (там же). Кроме того, блюзы немыслимы без инструментального элемента; однако, в отличие от европейской практики, в блюзах инструмент выполняет двойную художественную функцию. С одной стороны он действительно аккомпанирует пению в духе европейской музыки, но с другой - образует важнейший конструктивны элемент самой схемы блюзов, ибо последние - не столько песни с сопровождением, сколько вокально-инструментальный жанр, основанный на неизменном, строго выдержанном диалоге между голосом и инструментом. Блюзовый исполнитель максимально подчеркивает их близость человеческому голосу. В результате в рамках одного инструментального звучания ясно слышится диалог между воображаемым певцом и отвечающим ему инструментальным рефреном.

рок музыка молодежная культура

Общую архитектонику блюзового периода, или "квадрата", жестко структурируют три столпа европейской функциональной гармонии - тонический, субдоминантовый и доминантовый аккорды.

Аккордовый каркас блюза, неподвижно-жесткий, дискретный, предметно-механический, закрепленный в равномерно-темперированном строе инструмента и предустановленный функциональной гармонией - главным структурно-упорядочивающим и композиционно-конструктивным средством европейской ученой "письменной" музыки - по всем перечисленным признакам восходит к архетипу горизонтального узора.

Страницы: 1 2 3


Прочие статьи:

Особенности развития речевого развития младших школьников
Существует несколько условий, без соблюдения которых речевая деятельность невозможна, а, следовательно, невозможно и успешное развитие речи учащихся. Первым условием возникновения и развития речи человека является потребность высказываний. Без потребности выразить свои стремления, чувства, мысли не ...

Организация и проведения формирующего этапа эксперимента
В процессе нашего исследования мы поставили перед собой задачи: 1) закрепить теоретические вопросы, являющиеся основой табличного умножения; 2) закрепить знания учащихся наиболее сложных случаев табличного умножения; 3) продолжить работу по формированию навыков табличного умножения и деления. В про ...

Понятие экономической культуры
Кризисное состояние сегодняшней российской экономики вызывает острую необходимость регулирования этой сферы общественной жизни. Однако, как бы это не казалось неожиданным, но регулятором экономики являются не только такие точно определяемые количественно показатели как норма процента, государственн ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru