Понятие экономической культуры

Страница 2

При становлении экономической культуры чрезвычайно важно учитывать преемственность как составляющую духовной культуры, ибо ломка вековых традиций, селективный подход к культурному наследию, ведут к утрате нравственных идеалов, формируют целые поколения людей, не восприимчивых к культурно-историческому наследию, не способных отличать временное от вечного. Бездуховность, пренебрежение общечеловеческими ценностями – факторы, способствующие деградации общества, дестабилизации общественных структур.

Как отмечает Ю.А. Помпеев, «в гуманитарных науках, исследующих социокультурные основания хозяйственной деятельности в историческом развитии общества, существует пробел, особенно заметный в определении базовых ценностей экономической культуры как одной из форм проявления жизненной активности человека, а также в рассмотрении естественных взаимосвязей между экономической культурой и другими составляющими цивилизационного развития России».

Важнейшей функцией культуры является регулирование социальных и иных отношений, упорядочивание, нормирование, ограничение, стандартизация и т.п. поступков людей, всей деятельности, всех взаимодействий в обществе. Общественная жизнь при социокультурном подходе предстает в виде целостного процесса социального творчества с помощью культуры.

В современную эпоху культурные факторы в значительной мере определяют экономический потенциал общества, стабильность политической системы, экологическую и демографическую ситуацию и многое другое, вплоть до стратегической безопасности страны. Ошибки в сфере культурной политики (которая становится в современном обществе основным фактором любой политики) являются первопричинами тяжелых социальных недугов и многих кризисов, в том числе и экономических.

Актуальность формирования экономической культуры у старшеклассников диктуется законодательной базой государства. Это находит отражение в требованиях к содержанию образования, зафиксированных в ст. 14 Закона Российской Федерации «Об образовании», в Национальной доктрине образования Российской Федерации, в Концепции модернизации российского образования экономического образования, а также Модели российского образования для инновационной экономики на период до 2020 года, которая предполагает, что основное внимание в образовании школьников должно быть уделено формированию таких знаний, умений и качеств личности, которые будут востребованы в современных экономических условиях и в дальнейшем позволят личности достичь успеха в различных видах деятельности. Государственный образовательный стандарт основного общего и среднего (полного) образования ориентирован на повышение качества подготовки школьников в современных социально-экономических условиях и ставит основной целью формирование экономически культурной и грамотной личности.

Концепция содержания реального образования в Германии предполагает выработку определенных навыков и умений. Ключевой компетенцией является деятельностно-ориентированная, на которую, в свою очередь, опираются предметная (владение культурными нормами; иностранными языками; технические и экономические базовые знания; информационно-технологическое базовое образование), методическая (мышление на основе взаимосвязей явлений; самостоятельное мышление; умение творчески использовать информацию) и социальная компетенция (умение идти на контакт; коммуникативные умения; умение работать на основе сотрудничества; осознание ответственности) .

Очевидно, что в настоящее время в обществе усиливается значение иностранного языка как действенного фактора социально-экономического, научного, технического и общекультурного прогресса, средства общения разных народов и культур. Развитие банковской системы, менеджмента, вхождение России в систему международных экономических отношений, расширение рынка ценных бумаг вызвали появление новых понятий, терминов, привели к пополнению словарного состава русского языка в результате включения новых иноязычных слов. Осмысление и грамотное оперирование экономической лексикой лежит в основе формирования экономической культуры у старшеклассников.

Иностранный язык как учебный предмет обладает большим образовательным, воспитательным и развивающим потенциалом. Мы считаем, что благодаря своему «беспредметному» характеру он может служить формированию экономических знаний и умений, развитию экономически значимых качеств личности. Одна из функций языка - передача информации, следовательно, учитель может построить свою деятельность таким образом, чтобы наряду с изучением лексического строя языка передавать учащимся посредством этой лексики необходимую информацию. Это, в свою очередь, делает возможным насыщение курса иностранного языка самым разнообразным содержанием, в том числе и с экономической направленностью.

Страницы: 1 2 3


Прочие статьи:

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru