Системообразующие механизмы педагогической технологии А.С.Макаренко

Новая педагогика » Педагогическая технология А.С. Макаренко » Системообразующие механизмы педагогической технологии А.С.Макаренко

Страница 4

Важным элементом макаренковской воспитательной технологии была система перспективных линий. Педагог считал, что "человек не может жить в мире, если у него нет впереди ничего радостного. Настоящим стимулом человеческой жизни есть завтрашняя радость. В педагогической технике эта завтрашняя радость является одной из важнейших объектов работы".

Методика перспективных линий А.С.Макаренко также построена на технологической основе, так как базируется на иерархическом прогнозировании перспектив от близких к далеким. Перспективы также предполагаются на общей и индивидуальной основе. Ведущий технологический механизм – прогнозирование, то есть предусмотрение перспективы. В основе этого процесса лежит стремление личности к будущему, к осуществлению мечты, цели, проекта. Учитывая данное свойство, мы достигаем целеустремленности и целесообразности деятельности.

Прогнозирование выступает и как жизненно важный процесс, который осуществляется во всех сферах деятельности личности, начиная от семейно-бытовой и завершая деятельностью общественного, научного, экономического характера. Данный метод выражается в проектировании, моделировании, планировании, выдвижении соответствующих гипотез и разного характера предусмотрений. Прогнозирование оказывает содействие достижению определенной цели, результат которой зависит от мудрости прогнозирующего. Смотрите windoor.pl drzwi wewn?trzne z o?cie?nic? cena.

Уметь прогнозировать – значит уметь мыслить масштабно, комплексно, творчески. Все эти качества необходимы педагогу, так как без прогнозирования невозможно развивать учебно-воспитательный процесс. Именно через педагога воплощается в жизни школы комплекс актуально-педагогических, жизненно-важных идей. Он должен быть основан их генератором. Кроме этого, педагог призван передать и соответствующий опыт ученикам, научить их предусматривать, ведь им предстоит в будущем прогнозировать как свою собственную жизнь, так и отдельные сферы общественной деятельности. Сформировать такие умения у школьника – очень важная педагогическая задача, так как прогнозирование определяет направления действий, которые порождают энергию для достижения цели. Именно эта энергия является основной движущей силы, которая систематически ведет личность или коллектив от одной перспективы к другой. Такие перспективы А.С.Макаренко назвал "завтрашней радостью". "Воспитать человека, – считал педагог, – значит, воспитать у него перспективные пути". Методика этой работы состоит в организации новых перспектив, в использовании тех, что уже есть, в постепенной подстановке других.

Сначала надо организовать саму радость, вызвать ее к жизни и поставить как реальность. Во-вторых, надо настойчиво превращать более простые виды радости в более сложные, значительные для человека. Так проходит интересная линия: от простейшего, примитивного удовлетворения к глубочайшему чувству обязанности.

Такое прогнозирование дел отображается в планировании школьной жизни. Во время его осуществления очень важно учитывать интересы, потребности каждой личности. При этом следует учитывать особенности каждого возраста, которые определяют их перспективу: мечта – младший школьный возраст, творческое дело, интерес – средний, организация конкретных дел – свойство старшеклассников.

Разобраться в этом нам помогает методика перспективных линий А.С.Макаренко. Она различает перспективы близкие, средние и дальние. Причем любая из них может быть как общественно значимой, социально ценной, так и индивидуально важной. Этот подход успешно используется как основа метода прогнозирования.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Прочие статьи:

Обучение как способ организации педагогического процесса
Главным и надежным способом получения информации является обучение. Обучение, отражая все существенные свойства педагогического процесса (направленность на гармоничное развитие личности обучаемого, двусторонность), имеет и специфические качественные отличия. Обучение является целенаправленным проц ...

Роль и значение исторического подхода в истории обучения устной речи глухих школьников
Роль и значение исторического подхода Значение исторического подхода для понимания современных проблем со всей глубиной изложено в трудах выдающихся представителей теоретической педагогики. Вильгельм Флитнер подчеркивал, что все интеллектуальное неизбежно становится историческим и без прошлого не ...

Проблема младшего школьного возраста
Младший школьный возраст называют вершиной детства. В современной периодизации психического развития охватывает период от 6-7 до 9-11 лет. Переход от дошкольного возраста к младшему школьному в литературе редко называют кризисом, а если и называют, то малым кризисом. Это и понятно, так как под кр ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru