Принципы воспитания в контексте технологии А.С. Макаренко

Новая педагогика » Педагогическая технология А.С. Макаренко » Принципы воспитания в контексте технологии А.С. Макаренко

Страница 3

А.С. Макаренко являлся большим сторонником индивидуального влияния на личность, а не спонтанного влияния, а индивидуализации, которая основывается на психолого-педагогическом изучении каждой личности.

Следующим выводом следует определить его решительное предостережение от установления полной зависимости душевных переживаний подростка и юноши от половых увлечений, значение которых в данном периоде жизни ни в каком случае нельзя игнорировать, но вместе с тем нельзя к ним сводить и всю полноту переживаний девушки и молодого мужчины. На такого рода события в душевной жизни человека предлагается смотреть как на некоторое "заболевание", неминуемое в известном периоде жизни. Обобщающим выводом должно быть признание того положения Макаренко, которые установлены выше нормы, которые определяют свойства и качества молодого сознания. Таким образом, лишь глубоко индивидуальный подход может привести к утвердительному ответу, который раскрывает рост и развитие отдельного человека. Такая особенность творческой работы с детьми и превращает эту работу в беспрерывное движение, дорогой открытия чего-то нового, неизвестного и необыкновенного. Именно эти чувства неутомимого новаторства ощущаем мы, перелистывая страницы произведений А.С. Макаренко, на которые он подводит итоги своим удивительным педагогическим опытом.

А.С.Макаренко считал, что "хороший воспитатель должен знать о своем воспитуемом. Знание о воспитаннике должно прийти к воспитателю не в процессе равнодушного его изучения, а только в процессе общей с ним работы и наиболее активной ему помощи. Воспитатель должен смотреть на воспитанника не как на объект изучения, а как на объект воспитания". Соответственно предполагались и характеристики на ученика. Эти характеристики могли записываться в дневнике, но "ни в коем случае не должны иметь характер официального журнала". Мы пришли к выводу, что такой дневник может иметь произвольную форму. Поэтому мы, опираясь на опубликованные материалы ученых, непосредственно труды Н.Л. Коломинского, рассмотрели модель дневника наблюдений за учениками, структурные части которого включали:

1. Общие сведения об ученике (где он живет, состав семьи, ее материальное положение; культурный уровень родителей, отношение к старшим в семье; характер семейного воспитания, влияние родителей и старших членов семьи на учебную деятельность учеников; режим школьника, использование им свободного времени, участие в домашней работе; с кем ученик дружит в школе и в микрорайоне; и т.п.);

2. Уровень общего умственного развития (общий уровень мировоззрения учеников: культура языка, начитанность, широта и стойкость интересов, посещаемость кинотеатров, театров, музеев, просмотр телепередач и т.п.;

3. Учебные способности и наклонности (внимание, память, темп осмысления материала, старательность в учебной деятельности, самостоятельность, организованность, сформированность привычек учебной деятельности);

4. Интересы ученика (стойкость, глубина, конкретность);

5. Общественная активность (интенсивность, стойкость, формальный и неформальный характер);

6. Отношение к работе, родителям, другим людям, к самому себе, окружающей среде.

7. Наиболее заметные черты характера и темперамента: а) моральные качества (коллективизм, ответственность, трудолюбие, справедливость, правдивость); б) волевые (целеустремленность, настойчивость, инициативность, самостоятельность, дисциплинированность); в) эмоциональные (искренность, скромность, нежность); г) интеллектуальные (наблюдательность, вдумчивость, изобретательность).

8. Содержание индивидуального влияния на ученика.

9. Выводы, примечания, которые служат материалом для психолого-педагогической характеристики ученика.

Страницы: 1 2 3 4 5


Прочие статьи:

Содержание и организация деятельности на подготовительном и основном этапах
На подготовительном (пропедевтическом) этапе формируются компоненты, составляющие психологическое и предметно-специфическое содержание решения задач и моделирования: 1.Символическая пропедевтика. 2.Логическая пропедевтика. 3. Предметно-специфическая или математическая пропедевтика. 1. Символическая ...

Роль дифференцированного обучения
Способность размышлять, анализировать, строить планы, создавать разные проекты – очень важные умения, которые в дальнейшем смогут помочь детям самостоятельно принимать решения и действовать в сложных условиях современной жизни. Поэтому, начиная с первых лет обучения, нужно приучить учащихся к самос ...

Содержание обучения учащихся профессиональных училищ курсу Цветоведение
Дисциплина «Цветоведение» относится к вариативной части общепрофессионального цикла дисциплин. Освоение дисциплины «Цветоведение» является необходимой основой для последующего изучения дисциплин «Академическая живопись», «Пропедевтика», «дизайн», «Декоративные ткани» и другие, связанные с изобразит ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru