Принципы воспитания в контексте технологии А.С. Макаренко

Новая педагогика » Педагогическая технология А.С. Макаренко » Принципы воспитания в контексте технологии А.С. Макаренко

Страница 3

А.С. Макаренко являлся большим сторонником индивидуального влияния на личность, а не спонтанного влияния, а индивидуализации, которая основывается на психолого-педагогическом изучении каждой личности.

Следующим выводом следует определить его решительное предостережение от установления полной зависимости душевных переживаний подростка и юноши от половых увлечений, значение которых в данном периоде жизни ни в каком случае нельзя игнорировать, но вместе с тем нельзя к ним сводить и всю полноту переживаний девушки и молодого мужчины. На такого рода события в душевной жизни человека предлагается смотреть как на некоторое "заболевание", неминуемое в известном периоде жизни. Обобщающим выводом должно быть признание того положения Макаренко, которые установлены выше нормы, которые определяют свойства и качества молодого сознания. Таким образом, лишь глубоко индивидуальный подход может привести к утвердительному ответу, который раскрывает рост и развитие отдельного человека. Такая особенность творческой работы с детьми и превращает эту работу в беспрерывное движение, дорогой открытия чего-то нового, неизвестного и необыкновенного. Именно эти чувства неутомимого новаторства ощущаем мы, перелистывая страницы произведений А.С. Макаренко, на которые он подводит итоги своим удивительным педагогическим опытом.

А.С.Макаренко считал, что "хороший воспитатель должен знать о своем воспитуемом. Знание о воспитаннике должно прийти к воспитателю не в процессе равнодушного его изучения, а только в процессе общей с ним работы и наиболее активной ему помощи. Воспитатель должен смотреть на воспитанника не как на объект изучения, а как на объект воспитания". Соответственно предполагались и характеристики на ученика. Эти характеристики могли записываться в дневнике, но "ни в коем случае не должны иметь характер официального журнала". Мы пришли к выводу, что такой дневник может иметь произвольную форму. Поэтому мы, опираясь на опубликованные материалы ученых, непосредственно труды Н.Л. Коломинского, рассмотрели модель дневника наблюдений за учениками, структурные части которого включали:

1. Общие сведения об ученике (где он живет, состав семьи, ее материальное положение; культурный уровень родителей, отношение к старшим в семье; характер семейного воспитания, влияние родителей и старших членов семьи на учебную деятельность учеников; режим школьника, использование им свободного времени, участие в домашней работе; с кем ученик дружит в школе и в микрорайоне; и т.п.);

2. Уровень общего умственного развития (общий уровень мировоззрения учеников: культура языка, начитанность, широта и стойкость интересов, посещаемость кинотеатров, театров, музеев, просмотр телепередач и т.п.;

3. Учебные способности и наклонности (внимание, память, темп осмысления материала, старательность в учебной деятельности, самостоятельность, организованность, сформированность привычек учебной деятельности);

4. Интересы ученика (стойкость, глубина, конкретность);

5. Общественная активность (интенсивность, стойкость, формальный и неформальный характер);

6. Отношение к работе, родителям, другим людям, к самому себе, окружающей среде.

7. Наиболее заметные черты характера и темперамента: а) моральные качества (коллективизм, ответственность, трудолюбие, справедливость, правдивость); б) волевые (целеустремленность, настойчивость, инициативность, самостоятельность, дисциплинированность); в) эмоциональные (искренность, скромность, нежность); г) интеллектуальные (наблюдательность, вдумчивость, изобретательность).

8. Содержание индивидуального влияния на ученика.

9. Выводы, примечания, которые служат материалом для психолого-педагогической характеристики ученика.

Страницы: 1 2 3 4 5


Прочие статьи:

Условные графические наглядные пособия
Условными называются такие графические наглядные пособия, в которых основная закономерность или суть явления выражена символизирующими средствами. Поэтому условными наглядными пособиями считаются графики, диаграммы, схемы и т. д. Картину или фотографию к этой категории наглядных пособий отнести не ...

Обучение изложению в массовых и вспомогательных школах
Формирование письменной речи является одним из важных компонентов общего развития умственно отсталых детей. Письменная речь, как и устная, служит основным средством мышления. Она не только выражает уже готовую мысль, но и включается в процесс становления мышления. И в этом ее существенное значение ...

Средства социализации
Социализация человека осуществляется широким набором универсальных средств, содержание которых специфично для того или иного общества, того или иного социального слоя, того или иного возраста социализируемого. К ним можно отнести: способы вскармливания младенца и уходи за ним; формируемые бытовые ...

Меню сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru