А.С. Макаренко являлся большим сторонником индивидуального влияния на личность, а не спонтанного влияния, а индивидуализации, которая основывается на психолого-педагогическом изучении каждой личности.
Следующим выводом следует определить его решительное предостережение от установления полной зависимости душевных переживаний подростка и юноши от половых увлечений, значение которых в данном периоде жизни ни в каком случае нельзя игнорировать, но вместе с тем нельзя к ним сводить и всю полноту переживаний девушки и молодого мужчины. На такого рода события в душевной жизни человека предлагается смотреть как на некоторое "заболевание", неминуемое в известном периоде жизни. Обобщающим выводом должно быть признание того положения Макаренко, которые установлены выше нормы, которые определяют свойства и качества молодого сознания. Таким образом, лишь глубоко индивидуальный подход может привести к утвердительному ответу, который раскрывает рост и развитие отдельного человека. Такая особенность творческой работы с детьми и превращает эту работу в беспрерывное движение, дорогой открытия чего-то нового, неизвестного и необыкновенного. Именно эти чувства неутомимого новаторства ощущаем мы, перелистывая страницы произведений А.С. Макаренко, на которые он подводит итоги своим удивительным педагогическим опытом.
А.С.Макаренко считал, что "хороший воспитатель должен знать о своем воспитуемом. Знание о воспитаннике должно прийти к воспитателю не в процессе равнодушного его изучения, а только в процессе общей с ним работы и наиболее активной ему помощи. Воспитатель должен смотреть на воспитанника не как на объект изучения, а как на объект воспитания". Соответственно предполагались и характеристики на ученика. Эти характеристики могли записываться в дневнике, но "ни в коем случае не должны иметь характер официального журнала". Мы пришли к выводу, что такой дневник может иметь произвольную форму. Поэтому мы, опираясь на опубликованные материалы ученых, непосредственно труды Н.Л. Коломинского, рассмотрели модель дневника наблюдений за учениками, структурные части которого включали:
1. Общие сведения об ученике (где он живет, состав семьи, ее материальное положение; культурный уровень родителей, отношение к старшим в семье; характер семейного воспитания, влияние родителей и старших членов семьи на учебную деятельность учеников; режим школьника, использование им свободного времени, участие в домашней работе; с кем ученик дружит в школе и в микрорайоне; и т.п.);
2. Уровень общего умственного развития (общий уровень мировоззрения учеников: культура языка, начитанность, широта и стойкость интересов, посещаемость кинотеатров, театров, музеев, просмотр телепередач и т.п.;
3. Учебные способности и наклонности (внимание, память, темп осмысления материала, старательность в учебной деятельности, самостоятельность, организованность, сформированность привычек учебной деятельности);
4. Интересы ученика (стойкость, глубина, конкретность);
5. Общественная активность (интенсивность, стойкость, формальный и неформальный характер);
6. Отношение к работе, родителям, другим людям, к самому себе, окружающей среде.
7. Наиболее заметные черты характера и темперамента: а) моральные качества (коллективизм, ответственность, трудолюбие, справедливость, правдивость); б) волевые (целеустремленность, настойчивость, инициативность, самостоятельность, дисциплинированность); в) эмоциональные (искренность, скромность, нежность); г) интеллектуальные (наблюдательность, вдумчивость, изобретательность).
8. Содержание индивидуального влияния на ученика.
9. Выводы, примечания, которые служат материалом для психолого-педагогической характеристики ученика.
Прочие статьи:
Методические приемы обучения лепке младших школьников
Скульптура обозначает «вырезать, высекать, лепить». В данной работе лепка рассматривается как самостоятельная часть скульптуры. Лепка применяется в любой скульптурной работе, начинающейся с исполнения модели, которую затем переводят в другой материал.
Лепку можно классифицировать по материалу: из ...
Метод проекта на уроках естествознания в начальной школе
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник ещё в 1920-е годы нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи ...
Механизмы заикания
Проблема заикания, несмотря на многовековую историю ее изучения, до настоящего времени продолжает оставаться одной из наиболее сложных и недостаточно разработанных. Характерны самые разнообразные подходы к его изучению и самые различные попытки объяснения его механизмов, не раскрывающих до конца в ...