Принципы воспитания в контексте технологии А.С. Макаренко

Новая педагогика » Педагогическая технология А.С. Макаренко » Принципы воспитания в контексте технологии А.С. Макаренко

Страница 2

Самоуправление – важный механизм системы А.С. Макаренко, то есть сотрудничество как важный проводник передачи опыта. Управленческая деятельность Макаренко не сопровождалась никакой официальностью. И такая форма организации работы, как самофинансирование, которая была одним из прогрессивнейших механизмов макаренковской технологии, а ныне – это проблема сегодняшнего дня. Ее старается решить много учебных заведений. Поучительным относительно этого может быть опыт Макаренко, что можно представить под рубрикой – от выживания – к самофинансированию.

С его помощью производство колонии приобрело значительное цивилизованное движение, начиная от изготовления электросверл и завершая известными и по сей день фотоаппаратами ФЕД. Это привело к более цивилизованным формам жизни коллектива колонии. Десять процентов заработной платы коммунаров направлялось в общий фонд коммуны. Остальное средство распределялось по семейному принципу – с взглядом в будущее. Они откладывались как сбережения, которые собирались на протяжении 5-6 лет, которые получали коммунары в период своего становления как самостоятельных граждан.

Опора на природу ребенка в процессе его самореализации. Человек – природосообразная система. Идею о возможности развития природы и человека в направлении к более совершенным формам мы встречаем впервые у Аристотеля, ее продолжает Коменский, и ведет речь о присущих человеку от рождения стремлениях к знаниям.

Принцип природосообразности имеет свое иерархическое развитие. Производными от него есть принципы индивидуализации воспитательного процесса, единства воспитания и самовоспитания.

Важным условием является естественная среда, которая считается наилучшим воспитателем духовно богатой и физически закаленной личности. На основе принципа природосообразности формируется и характер ребенка, как внешняя, так и внутренняя его природы. В этом случае особую роль сыграет принцип наследственности.

Как известно, педагогическая деятельность А.С. Макаренко была связана с критикой им разных психолого-педагогических теорий и концепций развития личности ребенка, которые он считал ошибочными толкованиями относительно воспитания детей. В особенности резкой критике была подвергнута теория "свободного воспитания", как довольно сильное влияние на теорию и практику воспитания дисциплины. Принципиально по-иному подошел к этому вопросу А.С.Макаренко, который считал, наказание таким же простым и логически естественным средством, как и другие средства педагогического влияния. Кроме того, "наказание – это не только право, а и обязанность в тех случаях, если наказание необходимо". В практике А.С. Макаренко применял такие наказания, в которых вместе с тем проявлялись и уважение к человеку и требование к нему. Выступая против теории "свободного воспитания" А.С.Макаренко совсем не был приверженцем авторитарного воспитания. Наоборот, он решительно осуждал, тех, кто рассматривал дисциплину как средство укрощения "дикой живости" ребенка.

Обосновывая индивидуализацию воспитательного процесса своей системы, А.С. Макаренко писал: "Индивидуальный подход к детям не означает, что надо морочится с капризным лицом. Под флагом индивидуального подхода не следует протягивать мещанское индивидуалистическое воспитание. Беспомощный тот педагог, который дает поблажку недостаткам ученика, слепо идет за его прихотями, и сюсюкается, вместо того, чтобы воспитывать и перерабатывать его характер. Надо уметь ставить бескомпромиссные требования к ребенку, который имеет определенные обязанности перед обществом и отвечает за свои поступки. Индивидуальный подход к ребенку в этом и состоит, чтобы соответственно его индивидуальным особенностям сделать его достойным членом своего коллектива, гражданином".

Страницы: 1 2 3 4 5


Прочие статьи:

Содержание обучения учащихся профессиональных училищ курсу Цветоведение
Дисциплина «Цветоведение» относится к вариативной части общепрофессионального цикла дисциплин. Освоение дисциплины «Цветоведение» является необходимой основой для последующего изучения дисциплин «Академическая живопись», «Пропедевтика», «дизайн», «Декоративные ткани» и другие, связанные с изобразит ...

Сущность игровых методик
Развивающая игровая деятельность эффективно используется в воспитании подрастающего поколения на протяжении всей истории педагогики, что позволяет детям познать себя и окружающий их мир, органично войти в него. Игра сопровождает все этапы становления личности. Без игры немыслимо «очеловечивание» ре ...

Основные причины школьной недисциплинированности
Школьная недисциплинированность – это образование неадекватных механизмов приспособления ребенка к школе. Славина Л.С. разделяет школьников по причинам недисциплинированного поведения, на две группы: К первой группе она относит учащихся причиной недисциплинированности, которых является неправильно ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru