Принципы воспитания в контексте технологии А.С. Макаренко

Новая педагогика » Педагогическая технология А.С. Макаренко » Принципы воспитания в контексте технологии А.С. Макаренко

Страница 1

Как показывает теоретический анализ, А.С. Макаренко вошел в педагогику со своей системой, которая выделяется определенной регламентированностью, наличием соответствующих рамок, четко определенных перспектив, за которыми скрыта душевная теплота, любовь, вера в счастливое будущее. А.С.Макаренко советует очень тщательно читать, перечитывать каждую страницу, так как скоростное чтение приводит к поспешным выводам. Именно в связи с этим возникли в его адрес ярлыки типа "не национальный", "не современный", "диктатор", "сталинист", "ленинист" и т.д. Педагогическое наследство А.С.Макаренко требует значительно глубокого анализа. Ныне открыты те страницы его педагогического наследства, на которые раньше мы не обращали внимания. Это, в частности, народность в его педагогической деятельности.

В самой сути воспитания заложен один из природосообразных принципов – принцип разновозрастности, что предусматривает объединение людей разного возрастата, который является объективным естественным явлением: разновозрастная семья, объединения, т.д. Именно на основе такого принципа разработал свою педагогическую систему А.С. Макаренко. Она основывается на объединении детей разного возраста – разновозрастные отряды.

Саморазвитие, природосообразность, разновозрастность, самовоспитание – связанные между собою принципы воспитания. Они являются крепким корневищем народного воспитания. И именно они служат основой теоретического и практического наследства А.С. Макаренко.

Воспитанники А.С. Макаренко не имели семьи, их семьей была колония, отцом и матерью – Макаренко, и он радовался, если в их колонию прибывала женщина мудрая, кроткая, чуткая. Принцип разновозрастности помог ему организовать семейные отношения между воспитанниками. Беспокоясь о том, чтобы дети не оставались без рода, без родительской опеки при живых родителях, с чем А.С.Макаренко нередко встречался в своей педагогической практике, он создал "Книгу для родителей" настолько оригинальную, что не каждая аналогичная может сравниться с нею. Как мудрый педагог, Макаренко характеризует и то, что образцы народного воспитания довольно четко представлены именно в этой книге, так как, бесспорно, народная педагогика находит свое ярчайшее выражение в семейном воспитании. Народным воспитанием, как и народной медициной, народным искусством, могут заниматься неквалифицированные специалисты, непрофессионалы. В этом случае воспитатели – дедушки, бабушки, отцы, матери, братья и сестрички, но в роли воспитателя обязательно должен быть старший, так как он призван передавать усвоенный им жизненный опыт. Народный стиль присущий, прежде всего произведениям художественного цикла, в которых он сумел представить воспитание на истинно народной основе, в частности – влияние родителей на детей в "Книге для родителей".

Анализ "Книги для родителей", позволил определить целый ряд эпизодов, которые характеризуют Макаренко как приверженца истинно народного быта, взаимоотношений, обычаев и обрядов. Как захватывающе он описывает элементы народной кулинарии. Предлагаем один из фрагментов: "Грибы – это хорошо придумано. Если у человека денег нет, можно пойти и насобирать грибов. Хорошая приправа, и даром. Ягода – в том же духе. И еще лучше крапива – и только молодая".

Имели место в жизни колонистов и народные традиции, многие из которых превращались в традиции колонии, которые Макаренко очень ценил: "Здесь мы подходим к одной важной детали, которую я хотел бы в особенности отстаивать. Это традиция. Ничто так не скрепляет коллектив, как традиция. Воспитать традиции, сохранить их – чрезвычайно важная задача воспитательной работы". В педагогических взглядах А.С. Макаренко много места занимают заимствованные у народа сказки, легенды, поговорки, пословицы. Они используются и в оценках событий, и в характеристиках людей.

Страницы: 1 2 3 4 5


Прочие статьи:

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru