Принципы воспитания в контексте технологии А.С. Макаренко

Новая педагогика » Педагогическая технология А.С. Макаренко » Принципы воспитания в контексте технологии А.С. Макаренко

Страница 1

Как показывает теоретический анализ, А.С. Макаренко вошел в педагогику со своей системой, которая выделяется определенной регламентированностью, наличием соответствующих рамок, четко определенных перспектив, за которыми скрыта душевная теплота, любовь, вера в счастливое будущее. А.С.Макаренко советует очень тщательно читать, перечитывать каждую страницу, так как скоростное чтение приводит к поспешным выводам. Именно в связи с этим возникли в его адрес ярлыки типа "не национальный", "не современный", "диктатор", "сталинист", "ленинист" и т.д. Педагогическое наследство А.С.Макаренко требует значительно глубокого анализа. Ныне открыты те страницы его педагогического наследства, на которые раньше мы не обращали внимания. Это, в частности, народность в его педагогической деятельности.

В самой сути воспитания заложен один из природосообразных принципов – принцип разновозрастности, что предусматривает объединение людей разного возрастата, который является объективным естественным явлением: разновозрастная семья, объединения, т.д. Именно на основе такого принципа разработал свою педагогическую систему А.С. Макаренко. Она основывается на объединении детей разного возраста – разновозрастные отряды.

Саморазвитие, природосообразность, разновозрастность, самовоспитание – связанные между собою принципы воспитания. Они являются крепким корневищем народного воспитания. И именно они служат основой теоретического и практического наследства А.С. Макаренко.

Воспитанники А.С. Макаренко не имели семьи, их семьей была колония, отцом и матерью – Макаренко, и он радовался, если в их колонию прибывала женщина мудрая, кроткая, чуткая. Принцип разновозрастности помог ему организовать семейные отношения между воспитанниками. Беспокоясь о том, чтобы дети не оставались без рода, без родительской опеки при живых родителях, с чем А.С.Макаренко нередко встречался в своей педагогической практике, он создал "Книгу для родителей" настолько оригинальную, что не каждая аналогичная может сравниться с нею. Как мудрый педагог, Макаренко характеризует и то, что образцы народного воспитания довольно четко представлены именно в этой книге, так как, бесспорно, народная педагогика находит свое ярчайшее выражение в семейном воспитании. Народным воспитанием, как и народной медициной, народным искусством, могут заниматься неквалифицированные специалисты, непрофессионалы. В этом случае воспитатели – дедушки, бабушки, отцы, матери, братья и сестрички, но в роли воспитателя обязательно должен быть старший, так как он призван передавать усвоенный им жизненный опыт. Народный стиль присущий, прежде всего произведениям художественного цикла, в которых он сумел представить воспитание на истинно народной основе, в частности – влияние родителей на детей в "Книге для родителей".

Анализ "Книги для родителей", позволил определить целый ряд эпизодов, которые характеризуют Макаренко как приверженца истинно народного быта, взаимоотношений, обычаев и обрядов. Как захватывающе он описывает элементы народной кулинарии. Предлагаем один из фрагментов: "Грибы – это хорошо придумано. Если у человека денег нет, можно пойти и насобирать грибов. Хорошая приправа, и даром. Ягода – в том же духе. И еще лучше крапива – и только молодая".

Имели место в жизни колонистов и народные традиции, многие из которых превращались в традиции колонии, которые Макаренко очень ценил: "Здесь мы подходим к одной важной детали, которую я хотел бы в особенности отстаивать. Это традиция. Ничто так не скрепляет коллектив, как традиция. Воспитать традиции, сохранить их – чрезвычайно важная задача воспитательной работы". В педагогических взглядах А.С. Макаренко много места занимают заимствованные у народа сказки, легенды, поговорки, пословицы. Они используются и в оценках событий, и в характеристиках людей.

Страницы: 1 2 3 4 5


Прочие статьи:

Современная практика школ М. Монтессори
Первый детский сад по системе Марии Монтессори в России начал работать в 1913 году. Однако в 1926 года Наркомпрос запретил использовать в тогдашнем СССР ее методику, и имя ее было предано забвению. Новая история Монтессори-педагогики в России началась лишь в 1991 году, после образовательного фести ...

Принципы логопедической работы. Направления и содержание логопедической работы
При разработке методических рекомендаций к проведению логопедической работы с детьми, имеющими ЗПР, мы учли последовательность формирования словообразования существительных, а также видов деятельности детей в онтогенезе, опирались на зоны актуального и ближайшего развития детей (по Л.С. Выготскому ...

Характеристика словесной оценки
Словесная оценка есть характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценки словесной или оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее с ...

Меню сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru