Принципы воспитания в контексте технологии А.С. Макаренко

Новая педагогика » Педагогическая технология А.С. Макаренко » Принципы воспитания в контексте технологии А.С. Макаренко

Страница 5

Механизм А.С. Макаренко – организация деятельности коллектива на разновозрастной основе, дал ему возможность организовать внутриколлективные отношения, приближенные к семейным. В их основе – забота о младших, взаимопомощь и т.п Такой стиль жизни и оказывал содействие накоплению положительного жизненного опыта старшими и передачи ее младшим. Итак, ведущим в системе формирования опыта в А.С. Макаренко есть обращение к опыту воспитанника, на основе чего выкристаллизовывалось сотрудничество, самовыражение, самоутверждение, самореализация воспитанника. Такая же закономерность присущая именно процессу воспитания. Сформированность в личности определенного, например, морального качества, поведенческой нормы зависит от уровня жизненного опыта школьников, обращение к которому оказывает содействие развитию их социального опыта. Оценка опыта учеников как источника саморазвития ориентирует педагога на специальную работу по расширению и обогащению этого опыта. Жизненный опыт человека приобретается в процессе сожительства его в семьи, быте. На формирование этого опыта влияют обычаи, традиции среды, в которой воспитывается человек, народные методы воспитания. Создав условия для отношений, близких, семейных, А.С.Макаренко большую заботу проявлял к традициям, которые сопровождали жизнь коллектива. Они украшали и облагораживали жизнедеятельность колонистов, сплачивали коллектив.

В процессе своего развития личность, усваивая достижения в разных сферах общества, дополняет жизненный опыт социальным, в частности, осуществляется процесс моральной социализации.

В чем состоит специфика моральной социализации? Популярно ее можно выразить такими известными поговорками: "С кем поведешься, от того и наберешься" или "Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты". И в самом деле, круг общения людей имеет на них огромное и очень часто незаметное для них самих моральное влияние, на котором и акцентировал внимание А.С. Макаренко.

Почему такой большой эффект моральной социализации? Так как мораль – естественный регулятор взаимоотношений людей, что имеет для них нормативное значение.

Самовоспитание призвано побуждать к жизни такие моральные качества, как самообладание, самоодержимость, самокритичность.

А.С. Макаренко считал, что требования к себе на фоне требований коллектива – это высочайший уровень воспитанности, если человек в интересах других самоконтролирует свое поведение, самонаправляет свои желания, наслаждения. Общество идет по пути сознательного преобразования себя и мира. В этом огромном всенародном самопреобразовании каждая отдельная личность постепенно приобретает опыт управления и своей собственной природе. Это не аскетическое подавление своих потребностей, а, наоборот, путь всестороннего их развития, объединенный с высоким уровням управления ими. А для этого нужна высокая общечеловеческая культура своих чувств, развитие эмоций, направленных против всего социально-неполноценного; необходимо иметь сильную волю, характер, умение в случае потребности тормозить себя и т.п. Ко всему этому направляет педагогическая техника.

Страницы: 1 2 3 4 5 


Прочие статьи:

Определение понятия "дошкольное образование"
Этот термин распространен во всем мире, но для российских педагогов он еще не совсем привычен. По словам представителя Министерства образования и науки И.Реморенко, "нашим традициям ближе понятие образование детей старшего дошкольного возраста". В основном дошкольная подготовка осуществля ...

Внутренняя структура ВУЗа
Образовательная система, будучи неотъемлемой частью общества, выполняет его социальный заказ. Все это дает основания рассматривать систему управления образовательным учреждением с позиций современного менеджмента. В случае рассмотрения системы управления высшим учебным заведением с позиций менеджме ...

Девиантные явления в жизни подростка
Как не различны формы девиантного поведения, они взаимосвязаны. Пьянство, употребление наркотиков, агрессивность и противоправное поведение образуют единый блок, так что вовлечение юноши в один вид девиантных действий повышает вероятность его вовлечение также и в другой. Противоправное поведение, в ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru