Принципы воспитания в контексте технологии А.С. Макаренко

Новая педагогика » Педагогическая технология А.С. Макаренко » Принципы воспитания в контексте технологии А.С. Макаренко

Страница 4

В дневнике психолого-педагогических наблюдений за учениками педагог фиксирует полученные данные в соответствующих графах:

1. Основные сведения об ученике.

2. Уровень общего умственного развития (высокий).

3. Учебные способности и наклонности (хорошо развитое внимание, память, высокий темп осмысления материала, старательный, организованный; имеет сформированные привычки самостоятельного мышления).

4. Интересы ученика (постоянно проявляет интерес к химии, на основе чего возникло увлечение фотоделом. Спортом не занимается).

5. Общественная активность (активный в общественной работе, но любит, чтобы эту активность видели, делали авансы, выделяли его среди других).

6. Отношение к работе, родителям, другим людям, к самому себе (вежливый в отношении к родителям, старшим товарищам. Слишком заискивающий в отношении к учителям, в особенности к тем, которые преподают тот или другой предмет в его классе. Стремится к самоопределению в процессе приема в школе гостей, авторитетных людей, ощущается, что преследует корыстную перспективу. Избегает физической работы).

7. Наиболее заметные черты характера, темперамент (моральные: справедливый, с ответственностью относится к порученному делу. Волевые: целенаправленный, настойчивый, дисциплинированный. Эмоциональные: откровенный, чуткий. Интеллектуальные: наблюдательный, находчивый).

8. Содержание индивидуального влияния на ученика с учетом причин возникновения изменений личности.

9. Выводы, примечания.

Понять Макаренко, конечно, может только человек, который апробировал на собственном опыте хотя бы часть его педагогической системы.

Макаренковская система – это прежде всего собственный опыт А.С.Макаренко, обобщенный и систематизированный. "Я прекрасно понимаю, что мои мысли определяют мой педагогический опыт, понимаю, что возможен и другой опыт, и, если бы я его имел, то, может, думал бы иначе", – писал он. Не следует сегодня все недостатки советской школы сваливать на А.С.Макаренко, считая, что организовывали воспитание по его системе. Мы ее еще не выучили как следует, а если и внедряли, то лишь фрагменты системы, занимались этим делом лишь отдельные люди, энтузиасты, исследователи.

В свое время технология Макаренко спасла от полного развала Курязкую колонию. Подобные операции следует прогнозировать и в любых кризисных ситуациях, в которые нередко попадают и школы, от деятельности которых зависит будущее нации. Ведь недостаточно лишь проектировать модели сформированной личности, ориентируясь на социальный заказ. Чтобы достичь соответствующего результата, ребенка следует вырастить, побеспокоиться о нем, прежде чем станет он личностью, помочь ему сформировать в себе тот опыт, которым он сможет оперировать в процессе своей жизни, одновременно развивая его и передавая другим поколением.

Многолетняя работа педагога привела его к выводу, что "всякий опыт, плохой или хороший, – это система". Мы сделали попытку схематично воссоздать динамику процесса формирования опыта как системы по технологии А.С.Макаренко. Так, системность пронизывает все теоретическое и практическое наследство А.С. Макаренко. На соответствующей методической и технологической основе он рассматривает и процесс формирования социального опыта личности воспитанника, который синтезирует сумму человеческих знаний, историю поколений, религию народа, его творчество, искусство, культурные достижения, общепринятые нормы поведения и т.п

Поскольку человек является естественным существом, частью Вселенной, то и проблему опыта личности можно проследить на основе мировоззрения внешнего и внутреннего, то есть восприятия своего внутреннего Я в ассоциации с внешним миром.

Страницы: 1 2 3 4 5


Прочие статьи:

Концептуальные положения системы Л.В. Занкова с точки зрения современной педагогики
Система начального обучения Л.В. Занкова изначально ставила перед собой задачу «высокого общего развития учащихся». Под общим развитием Л.В. Занков понимал развитие всех сторон личности ребёнка: его познавательных процессов («ума»), волевых качеств, управляющих всей деятельностью человека («воли») ...

Изложение по видоизмененной методике с учетом возрастных возможностей учащихся
Во втором варианте учащимся обоих классов был предложен один и тот же текст, работа с которым проводилась по-разному в зависимости от степени обучения. В 6 классе требовался подробный анализ, использовался готовый план, а в 7 классе анализ был менее подробный. План составлялся коллективно. Если бы ...

Краткая характеристика системы обучения Л.В. Занкова
Система Л.В. Занкова представляет собой единство дидактики, методики и практики. Единство и целостность педагогической системы достигаются благодаря взаимосвязи образовательных задач всех уровней. К ним относятся: – цель обучения – достижение оптимального общего развития каждого ребенка; – задач ...

Меню сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru