Методика исследования звукопроизношения

Страница 19

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

количество детей

В основные индексы гистограммы были включены средние баллы только по двум типам ошибок

- ошибки, обусловленные трудностями фонематического восприятия.

- лексико-грамматические ошибки на письме.

Данная таблица показывает, что у детей с ЗПР большой объем ошибок в результате несформированности фонематического восприятия и лексико-грамматической стороны речи.

По результатам обследования письма у детей с ЗПР можно выделить:

1. многочисленную группу ошибок, обусловленную недостаточным овладением фонетической стороны речи. Сюда относятся:

- пропуск гласных (вершины - вршины). При послоговом проговаривании наиболее отчетливое кинестетическое ощущение «сосредотачивается» на согласной, предшествующей гласной. Поэтому, дети, опираясь на свое произношение, пишут согласные, пропуская гласные;

- пропуск согласных (встречают - стречают);

- звуковые замены (рыхдый - рыхлый);

- перестановки и добавления (ворошить - ровошить);

- значительное число специфических замен букв касается звонких и глухих звуков. Наблюдаются различные варианты ошибок данного типа. В одних случаях замены звонких глухими, в других – глухих звонкими (пускают – пускаюд, встречают - стречаюд);

- распространены взаимозамещения букв, соответствующих свистящим и шипящим звукам (журчат - зуршат);

- достаточно часто в диктантах детей встречаются персеверации (Зоя - Зозя);

- процесс фонематического анализа и синтеза у детей данной категории крайне не развит, это прежде всего относится к недостаточному овладению звуковым составом слова. Значительная часть работ выявляет у детей нарушение слоговой структуры слова (пастушок - пошок);

- учащиеся с ЗПР допускают ошибки в обозначении мягкости согласных. Они также связаны с особенностями производимого ими звукового анализа. Дело в том, что они как правило, не воспринимают на слух твердого или мягкого звучания звук в слове (падают - падають);

- пропуск мягкого знака тоже обусловлен неусвоением этого материала (осень – осен, дождь - дожд).

2. Большое число ошибок у детей занимают вторую группу: лексико-грамматические нарушения. Возрастные аграмматизмы у нормального ребенка исчезают к 5 годам. У детей с ЗПР они сохраняются долго. По словам Л. С. Выготского, слово для ребенка «как бы прозрачное стекло, за которым прямо и непосредственно просвечивает обозначенный словом предмет». Ребенок с ЗПР может долго перечитывать написанное им «красная яблоко» и не понимать, чего от него хотят, ясно, что речь идет о яблоке красного цвета. Дети сами не замечают и не исправляют, они чаще не видят нарушения согласования. (особенно среднего рода единственного и множественного числа) – (сухий листья, большая лужи, душистая сено)

- также часто встречаются ошибки нарушения управления (они пускает);

- при анализе диктантов можно выделить ошибки, связанные с неумением выделять предложения из текста. В одних случаях заглавная буква ставится лишь в начале диктанта, а точка в его конце. В других – новое предложение начинается с заглавной буквы, хотя точки в конце предыдущего нет. Встречаются смешение границ предложений и слов (водавреке, скоропоспеют);

- часто лексико-грамматические ошибки связаны с раздельным написанием приставок и слитным написанием предлогов. Это тоже обусловлено недостаточным развитием фонематического восприятия (укрыльца, наклумбе, и дут, в стречают). Дети с ЗПР с трудом дифференцируют грамматические понятие «буква - звук», «слог - слово», «слог - буква», «слог – слово - предложение».

3. Особую группу ошибок занимают ошибки, связанные с заменой букв на основе графического сходства. По своим начертаниям многие буквы русского алфавита сходны между собой. По начертанию букв алфавит может быть разделен на несколько групп. Одна из них объединяет буквы, состоящие из прямых линий и линий с закруглениями, другая – буквы состоящие из овалов, третья – буквы, которые состоят из овалов, соединенных с прямыми и закругленными линиями.

- ошибки, связанные с заменой букв по количеству элементов (и-ш, т-п, м-ш и т.д.);

- ошибки, связанные с заменой букв по пространственному расположению (у-д, б-д, в-б);

- «зеркальное письмо» в анализируемых диктантах не встретилось.

Большинство учащихся с ЗПР не соблюдают строку, элементы многих из написанных ими букв неправомерно растянуты или, наоборот, чрезвычайно сужены.

4. Орфографическая зоркость, умение выделять в словах сомнительные написания формируются у учащихся длительный период. Самый большой объем ошибок встречается в написании безударной гласной в корне слова. Низкая познавательная активность учащихся с ЗПР ведет к тому, что сами ученики не заинтересуются и не будут анализировать такое явление, как единообразие написания ударных и безударных гласных в однокоренных словах. Правописание безударных гласных в корне слова связано с объемом словаря ребенка (бальшие, дитишки).

Страницы: 14 15 16 17 18 19 20


Прочие статьи:

Языковая компетенция в методике преподавания иностранного языка
Термин "языковая компетенция" был введен Н.Хомским в контексте лингвистических исследований. Он рассматривал ее как полное знание о родном языке, которое позволяет "идеальному говорящему-слушающему" судить о правильности и осмысленности высказываний. Это знание описывается грамм ...

Основы патриотического воспитания дошкольников
На современном этапе задача патриотического воспитания приобретает особую сторону и актуальность. Одна из важнейших характеристик патриотизма - его социалистическое содержание. Любовь к родной земле сочетается с преданностью социалистическому строю. Любовь к Родине включает: заботу об интересах и и ...

Условия и пути развития сотрудничества педагогов и родителей
родители и педагоги являются партнерами в воспитании и обучении детей; 2) это единое понимание педагогами и родителями целей и задач воспитания и обучения детей; 3) помощь, уважение и доверие к ребенку, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей; 4) знание педагогами и родителями воспитат ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru