Дисциплина «Цветоведение» относится к вариативной части общепрофессионального цикла дисциплин. Освоение дисциплины «Цветоведение» является необходимой основой для последующего изучения дисциплин «Академическая живопись», «Пропедевтика», «дизайн», «Декоративные ткани» и другие, связанные с изобразительным искусством и творчеством.
В соответствии с темой курсовой работы были проанализированы образовательные программы, учебные пособия, рассмотрен государственный стандарт РФ для начального профессионального образования по профессии «дизайн». Данный стандарт предполагает выполнение поисковых эскизов, композиционных решений дизайн-объектов, создание художественного образа, владение практическими навыками различных видов изобразительного искусства и способов проектной графики.
Содержание программы профессиональной деятельности:
Общепрофессиональный блок:
История и методология дизайн-проектирования
Современные проблемы дизайна
Психология и педагогика
Профессиональный блок:
Информационные технологии
Академический рисунок
Академическая живопись
Дизайн-проектирование
Методика преподавания цветоведения и колористики развивается очень интенсивно. В современном мире создано много интересных учебнометодических и наглядных пособий по данной программе. Это разработки педагогов-новаторов в области искуствоведческих наук, таких как Г. В. Лабунская, А. В. Бакушинский, В. Гропиус, И. Иттен, В. В. Кандинский, К. Истомин и т. д. В учебной и методической литературе накоплены определенные данные, позволяющие поставить и решить проблему формирования представлений о цвете как выразительном средстве.
Особое внимание было уделено учебному пособию Г.М. Логвиненко «Декоративная композиции» для студентов вузов. Данное пособие знакомит с основными принципами организации декоративной композиции, свойствами цветов и вариантами создания цветовых гармоний, способами и приемами стилизации. Состоит из 4 глав: основные принципы композиции, цвет в декоративной композиции, стилизация в декоративной композиции, графические возможности в декоративном изображении объектов. Каждая глава включает в себя, помимо теоретического материала, вопросы для повторения и практические задания.
Цель данного учебного пособия - помочь студентам в изучении декоративной композиции и овладении навыками декоративного изображения различных объектов
Особое значение для исследования приобретает вторая глава, поскольку в ней подробно рассматриваются свойства различных цветов и приводятся варианты составления цветовых гармоний. Большое внимание уделяется теории движения цвета в пространстве В. Кандинского и ее практическому применению.
Роль цвета в декоративной композиции так же велика, как и в любом другом живописном произведении. С помощью умелого использования цветовых оттенков можно добиваться решения различных задач и создания необходимого эффекта. В процессе творческой деятельности художник должен овладеть цветовой грамотой, знать свойства определенных цветов и способы их взаимодействия в композиции, учитывать связь и формы цвета, закономерности построения гармонических соотношений.
На основе всего исследованного материала можно сделать вывод, что формированию представления о цвете как выразительном средстве уделяется недостаточное внимание. На основании этого была разработана собственная авторская программа по изучению курса «Цветоведение».
Авторская программа по курсу цветоведение
1. Цели и задачи освоения учебной дисциплины
Целью изучения курса цветоведения является обучение колористическому мышлению, которое необходимо для составления колористических таблиц и рекомендаций, касающихся художественного образа и дизайнерских разработок и идей.
Данный курс преследует следующие образовательные задачи:
Познакомить с историческими аспектами возникновения цветоведения, как науки;
Овладеть основами специфического языка цвета, осознать его выразительные возможности;
Освоить принципы и приёмы построения цветовой гармонии;
Развить понимание цвета как неотъемлемой части проектного решения в любой области дизайнерской деятельности;
Выработать навыки осмысленного использования цвета;
Ознакомиться с основами цветодинамики.
2. Требования к результатам освоения содержания дисциплины
В результате изучения учебного курса «цветоведение», учащиеся должны знать:
Прочие статьи:
Вопросы обучения речи глухих детей в исследованиях сторонников
реформаторской педагогики
И. Фаттер разработал новый метод формирования словесной речи путем соединения предмета и речи, который получил национальное и международное признание. На II Международном конгрессе учителей в Милане в 1881 г. было принято решение о том, что чистый устный метод при воспитании и обучении глухих имее ...
Физиологическое содержание процесса письма
Удержание в памяти информации обеспечивается целостной деятельностью мозга. Как отмечает А.Р. Лурия, «удельный вес каждой из операций письма не остается постоянным на разных стадиях развития двигательного навыка. На первых этапах основное внимание пишущего направлено на звуковой анализ слова, а ин ...
Психолого-педагогические характеристики старшеклассников
Старшеклассники - это учащиеся старшей школы, как правило, этот период является началом юности.
Юность - период жизни от отрочества до взрослости. Возрастные границы здесь достаточно условны, хотя в различных периодизациях они определяются от 15-16 до 21-25 лет.
Старший школьный возраст - началь ...