Возможности использования моделирования в обучении

Страница 1

Моделирование в содержании и построении учебной деятельности

В концепции учебной деятельности Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова моделирование включено как учебное действие, которое должно быть сформировано у учащихся. Рассмотрим его содержание в структуре учебной деятельности.

Содержанием учебной деятельности выступают теоретические знания, овладение которыми развивает основы теоретического сознания и мышления, а также творчески-личностный уровень осуществления практических видов деятельности. Изложение научных знаний осуществляется способом восхождения от абстрактного к конкретному, в котором используются содержательные абстракции, обобщения и теоретические понятия.

Характеристики способа восхождения мысли от абстрактного к конкретному описываются следующим образом. Приступая к овладению каким-либо учебным предметом, школьники анализируют содержание учебного материала, выделяют в нем некоторое исходное общее отношение, обнаруживая вместе с тем, что оно проявляется во многих других частных отношениях. Фиксируя в какой-либо знаковой форме выделенное исходное общее отношение, дети тем самым строят содержательную абстракцию изучаемого предмета. Продолжая анализ учебного материала, они раскрывают закономерную связь исходного отношения с его различными проявлениями и тем самым получают содержательное обобщение. Затем используют содержательную абстракцию и обобщение для выведения других, более частных абстракций.

Учебная деятельность реализуется посредством выполнения школьниками соответствующих действий. Согласно общей закономерности интериоризации, первоначальной формой учебных действий является их развернутое коллективное выполнение на внешне представленных объектах.

Учебные действия направлены на решение учебных задач, которые требуют анализа и содержательного обобщения. Учебная задача направлена на анализ учащимися условий происхождения теоретических понятий и на овладение соответствующими обобщенными способами действий.

Остановимся на главных особенностях учебных действий.

Принятие школьниками учебной задачи или ее самостоятельная постановка должны быть обеспечены мотивацией у учащихся. Преобразование условий учебной задачи с целью обнаружения некоторого всеобщего отношения того объекта, который должен быть отражен в соответствующем теоретическом понятии. Преобразование условий задачи ориентировано на поиск, обнаружение и выделение определенного отношения некоторого целостного объекта. Поиск такого отношения и есть содержание мыслительного анализа, которое в своей учебной (])ункции выступает первоначальным моментом процесса формирования требуемого понятия. Данное учебное действие, в основе которого лежит анализ, вначале имеет форму преобразования предметных условий учебной задачи (это мыслительное действие первоначально осуществляется в предметно-чувственной форме).

Моделирование выделенного всеобщего отношения в предметной, графической или знаковой (буквенной) форме. Учебные модели составляют необходимое звено процесса усвоения теоретических знаний и обобщенных способов действия. Поскольку в учебной модели изображается некоторое всеобщее отношение, найденное и выделенное в ситуации путем ее преобразования, то содержание этой модели фиксирует внутренние характеристики объекта, не наблюдаемые непосредственно. Учебная модель, выступая как продукт мыслительного анализа, затем сама может сделаться особым средством мышления человека. Преобразование модели с целью изучения свойств выделенного всеобщего отношения объекта. Это отношение в условиях учебной задачи как бы "заслоняется" многими частными признаками, что в целом затрудняет его специальное рассмотрение. В модели это отношение выступает можно сказать в "чистом виде". Поэтому, преобразовывая и переконструируя учебную модель, школьники получают возможность изучать свойства всеобщего отношения без его "затемнения" привходящими обстоятельствами. Работа с учебной моделью выступает как процесс изучения свойств содержательной абстракции всеобщего отношения.

Ориентация школьников на всеобщее отношение изучаемого целостного объекта служит основой формирования у них общего способа решения учебной задачи и тем самым формирования понятия об исходной "клеточке" этого объекта. Однако адекватность "клеточки" своему объекту обнаруживается тогда, когда из нее выводятся многообразные частные его проявления. Применительно к учебной задаче это означает выведение на ее основе системы различных частных задач, при решении которых школьники конкретизируют ранее найденный общий способ, а тем самым конкретизируют и соответствующее ему понятие ("клеточку"). Поэтому следующее учебное действие состоит в выведении и построении системы частных задач. Это действие конкретизирует исходную учебную задачу, превращая ее в многообразие частных задач, которые могут быть решены единым (общим) способом, усвоенным при осуществлении предыдущих учебных действий. Решая отдельные частные задачи, учащиеся подходят к ним как к вариантам исходной учебной задачи и сразу, как бы, "с места", выделяют в каждой из них то общее отношение, ориентация на которое позволяет им применять ранее усвоенный общий способ решения.

Страницы: 1 2 3 4 5


Прочие статьи:

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru