Возможности использования моделирования в обучении

Страница 4

Традиционная система обучения.

Во многих школах России реализуется традиционная практика обучения в начальной школе. В основе учебно-воспитательного процесса в ней лежат принципы рассудочно-эмпирического мышления, приоритетными остаются процессы обучения, в которых учащийся играет пассивную роль по отношению к обучающему. Основным методом традиционного обучения является информационно-рецепторный (или репродуктивный) метод, который не учитывает учебно-деятельностной основы усвоения знаний и умений, а, следовательно, фактически игнорирует субъекта процесса учения.

В традиционной системе обучения (А.С.Пчелко, М.А.Бантова, М.И.Моро, А.И.Пышкало) умения решению формируются в процессе систематической и целенаправленной работы, которая осуществляется следующими этапами работы над задачей:

1.Восприятие текста задачи.

2.Разбор (анализ) содержания задачи (выделение данных и вопроса).

3.Поиск пути решения задачи (установление зависимостей между величинами, обоснование выбора действий).

4.Составление плана решения задачи.

5.Запись решения задачи.

6.Запись ответа и проверка решения задачи.

Из всего вышесказанного видно, что обучение анализу и решению задач идет от формирования частных умений и навыков в решении определённых видов задач к формированию общего умения решать задачи.

В этом есть свои плюсы, такие, как усвоение отдельных видов задач, усвоение общего алгоритма работы над задачами. Но в методической литературе отмечается, что при таком подходе значительная часть учащихся имеет не вполне ясные представления о сущности задачи, о ее составе и структуре, о том, что значит решить задачу, что надо делать, чтобы найти решение. Решение задачи ведется главным образом по готовым образцам, путем копирования деятельности, демонстрируемой преподавателем.

Программа обучения не предусматривает формирования у учащихся общих представлений по решению задач, а учебные пособия и учебники не содержат необходимых для этого сведений. В этом отношении общее умение решать стоит особняком: для его формирования учащимся не дается никаких особых знаний. Считается, что единственный метод формирования у учащихся умения решать задачи — это практика в решении большого числа задач. Результаты такой работы более чем скромные: многие учащиеся так и не овладевают общим подходом к их решению и, встретившись с задачей незнакомого или малознакомого вида, теряются и не знают, как приступить к решению. Между тем подлинный успех возможен лишь при опоре на формирование общих приемов решения задач. При этом формирование таких приёмов должно стать основой, на базе которой возможно будет успешно формировать частные умения решения задач.

Особенности работы над задачей по программе "Школа 2100".

В Образовательной системе "Школа 2100" в качестве ведущей технологии в школе используется проблемно-диалогическое обучение как тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством диалога с учителем, это выступает важнейшим направлением реализации парадигмы развивающего образования.

Обучение решению задач на основе теории поэтапного формирования умственных действий. Полноценное формирование действий по решению задач формируется на основе общего метода решения, который расчленяется на отдельные указания и ориентиры с позиций деятельностного подхода в обучении. Деятельность человека по решению любых задач рассматривается как процесс взаимодействия субъекта с объектом (задачей). Решение задачи имеет всегда определенную цель — осуществление требований задачи, а основной целью процесса решения является поиск этого решения.

Таким образом, анализ использования моделирования в обучении выявило следующие его особенности: моделирование можно рассматривать как одно из учебных действий, входящих в состав учебной деятельности; моделирование является одним из видов знаково — символической деятельности, применяемой в обучении; моделирование может выступать способом познания, исследования и осмысления учебных фактов, даёт возможность прогнозировать дальнейшее развитие объекта и применять полученные знания в других ситуациях, т.е. способствует систематизации и обобщению учебного материала.

Страницы: 1 2 3 4 5


Прочие статьи:

Этапы социализации
В любом обществе социализация человека имеет особенности на различных этапах. В самом общем виде этапы социализации можно соотнести с возрастной периодизацией жизни человека. Существуют различные периодизации, и приводимая ниже не является общепризнанной. Она весьма условна, но достаточно удобна с ...

Анализ опыта реализации межпредметных связей
К сожалению, мне еще не приходилось работать с детьми ни в общеобразовательных учреждениях, ни в системе дополнительного образования, поэтому мне придется привести примеры из чужого опыта. Когда я начала писать этот раздел курсовой работы, я обратилась за помощью к своей бывшей учительнице алгебры ...

Особенности словообразования существительных у дошкольников с ЗПР
Процесс развития словообразования у ребенка сложный. Он связан с аналитико-синтетической деятельностью коры головного мозга. В физиологии установлена условно-рефлекторная основа усвоения словообразования. У умственно отсталого ребенка вырабатывается определенный динамический стереотип при изменении ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru