Возможности использования моделирования в обучении

Страница 4

Традиционная система обучения.

Во многих школах России реализуется традиционная практика обучения в начальной школе. В основе учебно-воспитательного процесса в ней лежат принципы рассудочно-эмпирического мышления, приоритетными остаются процессы обучения, в которых учащийся играет пассивную роль по отношению к обучающему. Основным методом традиционного обучения является информационно-рецепторный (или репродуктивный) метод, который не учитывает учебно-деятельностной основы усвоения знаний и умений, а, следовательно, фактически игнорирует субъекта процесса учения.

В традиционной системе обучения (А.С.Пчелко, М.А.Бантова, М.И.Моро, А.И.Пышкало) умения решению формируются в процессе систематической и целенаправленной работы, которая осуществляется следующими этапами работы над задачей:

1.Восприятие текста задачи.

2.Разбор (анализ) содержания задачи (выделение данных и вопроса).

3.Поиск пути решения задачи (установление зависимостей между величинами, обоснование выбора действий).

4.Составление плана решения задачи.

5.Запись решения задачи.

6.Запись ответа и проверка решения задачи.

Из всего вышесказанного видно, что обучение анализу и решению задач идет от формирования частных умений и навыков в решении определённых видов задач к формированию общего умения решать задачи.

В этом есть свои плюсы, такие, как усвоение отдельных видов задач, усвоение общего алгоритма работы над задачами. Но в методической литературе отмечается, что при таком подходе значительная часть учащихся имеет не вполне ясные представления о сущности задачи, о ее составе и структуре, о том, что значит решить задачу, что надо делать, чтобы найти решение. Решение задачи ведется главным образом по готовым образцам, путем копирования деятельности, демонстрируемой преподавателем.

Программа обучения не предусматривает формирования у учащихся общих представлений по решению задач, а учебные пособия и учебники не содержат необходимых для этого сведений. В этом отношении общее умение решать стоит особняком: для его формирования учащимся не дается никаких особых знаний. Считается, что единственный метод формирования у учащихся умения решать задачи — это практика в решении большого числа задач. Результаты такой работы более чем скромные: многие учащиеся так и не овладевают общим подходом к их решению и, встретившись с задачей незнакомого или малознакомого вида, теряются и не знают, как приступить к решению. Между тем подлинный успех возможен лишь при опоре на формирование общих приемов решения задач. При этом формирование таких приёмов должно стать основой, на базе которой возможно будет успешно формировать частные умения решения задач.

Особенности работы над задачей по программе "Школа 2100".

В Образовательной системе "Школа 2100" в качестве ведущей технологии в школе используется проблемно-диалогическое обучение как тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством диалога с учителем, это выступает важнейшим направлением реализации парадигмы развивающего образования.

Обучение решению задач на основе теории поэтапного формирования умственных действий. Полноценное формирование действий по решению задач формируется на основе общего метода решения, который расчленяется на отдельные указания и ориентиры с позиций деятельностного подхода в обучении. Деятельность человека по решению любых задач рассматривается как процесс взаимодействия субъекта с объектом (задачей). Решение задачи имеет всегда определенную цель — осуществление требований задачи, а основной целью процесса решения является поиск этого решения.

Таким образом, анализ использования моделирования в обучении выявило следующие его особенности: моделирование можно рассматривать как одно из учебных действий, входящих в состав учебной деятельности; моделирование является одним из видов знаково — символической деятельности, применяемой в обучении; моделирование может выступать способом познания, исследования и осмысления учебных фактов, даёт возможность прогнозировать дальнейшее развитие объекта и применять полученные знания в других ситуациях, т.е. способствует систематизации и обобщению учебного материала.

Страницы: 1 2 3 4 5


Прочие статьи:

Особенности творческого мышления учащихся начальной ступени обучения
Мышление становится доминирующей функцией в младшем школьном возрасте. Благодаря этому интенсивно развиваются, перестраиваются сами мыслительные процессы, с другой стороны, от интеллекта зависит развитие остальных психических функций. Завершается наметившийся в дошкольном возрасте переход от нагл ...

Личностная характеристика «трудного» подростка
Жизнь подростка можно уместить в треугольник, углами которого будут семья, школа и улица (в самом широком понимании этого слова). С того момента, как ребенок начинает реагировать на социальные воздействия, он становится в какой-то степени зависимым от общества, тянется к нему и болезненно переноси ...

Система логопедической работы по коррекции нарушения письма
Нами разработана модель поэтапной коррекции нарушения письма у детей с ЗПР на основании анализа литературных данных и результатов констатирующего эксперимента. Подробнее остановлюсь на развитии фонематического слуха и фонематического восприятия. Фонематический слух – тонкий, систематизированный ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru