- иконические, построенные из каких-то наглядных символов, имеющие какое-то внешнее сходство с моделируемым объектом. К ним относятся разного рода рисунки, схемы, чертежи и т.п.
- знаковые, построенные с помощью какого-то языка, отличные от языка, на котором изложена задача. Это различного рода числовые выражения, уравнения, неравенства.
Идеальные (мысленные, умственные, воображаемые) модели, создаваемые субъектом в своём воображении в виде образа-представления или образа-воображения. В процессе решения субъект должен научиться создавать у себя умственную модель — представление о решаемой задаче, которую он должен удерживать в памяти до конца процесса её решения, и воображаемую модель о том, какой вид эта задача может принять при том или ином её преобразовании.
Н.Г.Салмина различает учебные модели по видам средств, используемых при их построении. Можно выделить три вида моделей: вещественные, графические, знаковые, которые различаются с точки зрения того, строится ли она самими учащимися или предоставляется им готовой. В экспериментах по сравнительной эффективности видов моделей и способов их введения лучшие результаты были достигнуты при работе с вещественными и графическими моделями при их самостоятельном построении.
Обзор методических подходов при формировании обобщенных умений и способов решения задач
Чтобы успешно формировать эти умения нужно знать, в чем и как они проявляются, какова их структура и операционный состав, какие компоненты являются вариативными, изменяемыми, а какие инвариантными, неизменяемыми.
Обучение общему умению решать задачи - это:
- формирование знаний о задачах, методах и способах решения, приемах, помогающих решению, о процессе решения задач, этапах этого процесса, назначении и содержании каждого этапа;
- выработка умения расчленять задачи на составные части, использовать различные методы решения, адекватно применять приемы, помогающие понять задачу, составлять план решения, умения выполнять его, проверять решение, умение выполнять каждый из этапов решения.
При формировании общего умения решать задачи предметом изучения и основным содержанием обучения являются: задача (в широком смысле слова), процесс решения задач, методы, способы и средства решения задач, приемы, помогающие осуществлению каждого этапа и всего процесса решения в целом. В этом случае следует рассматривать формирование этого умения с точки зрения жизненных потребностей человека, т.е. необходимо заботиться о творческом подходе к решению задач.
Обучение умению решать задачи определенных видов состоит из:
- знаний о видах задач, способах решения задач каждого вида;
- умения "узнать" задачу данного вида, выбрать соответствующий ей способ решения и реализовать его в "узнанной" задаче.
Обучение решению задач в образовательной системе Л.В.Занкова.
Главной задачей обучения в системе Л.В.Занкова является достижение оптимального общего развития каждого школьника. Дидактической основой системы являются дидактические притщпы, сформулированные в процессе научного исследования проблемы "Обучение и развитие", проведённого под руководством академика Л.В.Занкова в 50 - 70 годах XX века:
-обучение на высоком уровне трудности (с соблюдением меры трудности);
-ведущая роль теоретических знаний;
-быстрый темп изучения учебного материала;
-осознание процесса учения учащимися;
-целенаправленная и систематическая работа над общим развитием всех учащихся, в том числе и слабых.
В основе программы по математике лежит общая концепция личностно ориентированной системы обучения, а её содержание неоднородно и относится к трём разным уровням, каждый из которых имеет свою специфику и требует различного подхода. Рассмотрим структуру работы с задачами, которая предлагается в "занковской" системе (учебники И.И. Аргинской и др.).
Обучение решению задач по программе Л.Г.Петерсон.
Курс математики для начальной школы разработан с позиций комплексного развития личности ученика, гуманизации, гуманитаризации математического образования. Гуманитарная направленность выделяет базисный принцип построения программы - это принцип моделирования. Он состоит в следующем: содержание программы должно отражать основные идеи математического моделирования. Новое знание вводится не через передачу готового знания, а через самостоятельное "открытие" его детьми. Этим создаются благоприятные условия для разноуровневой подготовки учащихся и для реализации принципа моделирования (это говорит об использовании в практике обучения результатов исследования Л.В.Занкова, В.В.Давыдова).
Прочие статьи:
Понятие процессов социализации и воспитания
Формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества.
Под воспитанием понимается целенаправленное развитие каждого растущего человека как неповторимой человеческой индивидуальности, обеспечивание роста и совершенствования нравственных и творческих сил этого челове ...
Разнообразие воспитательных систем детских оздоровительных лагерей
В современном мире существуют многообразные воспитательные системы, отличающиеся друг от друга видом, местонахождением, временем существования, моделью основанной на определенном учении, путями внедрения и др. Охарактеризуем некоторые конкретные воспитательные системы.
Скаутизм как добровольное д ...
Виды грамматических навыков
Методисты выделяют два вида грамматических навыков: рецептивные и продуктивные, исходя из видов речевой деятельности. Под продуктивными грамматическими навыками понимается способность говорящего выбрать модель, адекватную речевой задаче, и оформить ее соответственно нормам данного языка. Под рецеп ...