Содержание и организация деятельности на подготовительном и основном этапах

Новая педагогика » Формирование обобщённого умения решать задачи на основе моделирования » Содержание и организация деятельности на подготовительном и основном этапах

Страница 3

На начальном этапе введения детей в математику, учащиеся устанавливают отношения между предметами и множествами предметов, учатся использовать в своей речи слова — кванторы и решают так называемые "задачи - примеры", иллюстрируют ие изучаемые действия, вводимые в обучение (см. Прилоэюение 3).

При формировании начальных математических понятий на этапе пропедевтики учащиеся должны научиться:

1) соотносить элементы множеств; сравнивать множества, устанавливая их эквивалентность с формулированием результатов сравнения; уравнивать количество элементов разных множеств.

2) использовать слова — кванторы (некоторый, любой, каждый, все, какой-нибудь, находить их в тексте, выполнять с ними задания. Семантический анализ на данном этапе проводится при работе с реальными предметами или вещественными моделями.

3) решать задачи - примеры для отработки смысла и техники арифметических действий. Структура таких задач проста, полностью соответствуя совершаемому действию. Здесь дается учащимся представление о новой классификации задач (задачи на объединение; задачи на изменение; задачи на сравнение;), совершенно отличной от традиционной, в которой выделяют задачи на нахождение суммы, остатка, увеличение, уменьшение числа на несколько единиц, задачи на сравнение. При решении задач - примеров широко используются материальные и материализованные объекты. Задачи на объединение двух различных множеств или двух частей одного множества (статика), где оба множества даны в условии задачи.

• В вазе лежало 5 яблок и 3 апельсина. Сколько всего фруктов в вазе?

Задачи на изменение, т.е. нахождение части целого, изменение одного множества (убавление, прибавление) - (динамика).

В условии используются слова: дали, взяли, уехали, подарили и др.

• В вазе лежало 5 апельсинов. Маша съела один апельсин. Сколько апельсинов осталось в вазе?

Задачи на сравнение, т.е. увеличение (уменьшение) на несколько единиц разных множеств; разностное сравнение множеств. Сюда же относятся задачи, выраженные в косвенной форме.

• На верхней полке 4 книги, а на нижней на 2 книги больше. Сколько книг на нижней полке?

На уроке решаются задачи на все виды отношений. Это позволит в дальнейшем выделять различные типы отношений в одной задаче.

• Билет на троллейбус стоит 4 рубля, а на автобус на 1 рубль дороже.

Сколько стоит проезд от дома до стадиона, если сначала надо ехать на автобусе, а потом на троллейбусе? (изменение, объединение).

4) выделять основные части задачи (условие, вопрос), находить связь между ними. С этой целью предлагаются задачи, различающиеся по характеру формулировки и месту расположения в них вопроса; задачи, различным образом сконструированные и, наконец, предлагаются тексты, которые нужно превратить в задачи, или отдельные вопросы, к которым нужно подобрать условие {см. Приложение 4).

Во время подготовительного этапа у учащихся формируются:

- начальные математические понятия;

- общие логические приемы и действия;

- умения переводить различные ситуации на язык знаков и символов.

Процесс усвоения содержания (этап пропедевтики) опирается на психологическую теорию поэтапного формирования знаний, умений, в соответствии с которой усвоение новых знаний должно начинаться с организации предметной деятельности с реальными объектами или их заместителями и последующего перевода ее через использование знаков и символов в умственный план. Большое значение придается отработке речи учащихся, для чего применяются формы работы с проговариванием, обсуждением собственной деятельности. Усвоение каждого компонента подготовительного периода организуется через определенные этапы:

Страницы: 1 2 3 4


Прочие статьи:

Психологический уровень интегральной индивидуальности
Психологический уровень интегральной индивидуальности музыкального сознания может быть также рассмотрен с различных точек зрения и изучен с помощью разных тсстологических методик. Но в первую очередь учителю необходима наблюдательность и чуткость, чтобы определить индивидуально-психологические осо ...

Сущность игровых методик
Развивающая игровая деятельность эффективно используется в воспитании подрастающего поколения на протяжении всей истории педагогики, что позволяет детям познать себя и окружающий их мир, органично войти в него. Игра сопровождает все этапы становления личности. Без игры немыслимо «очеловечивание» р ...

Политическое сознание и политическая культура
Понятие политической культуры. Структура и функции политической культуры. Место политической культуры в политической жизни общества. Типология политической культуры. Понятия субкультуры, контркультуры. Источники формирования и способы передачи политической культуры: исторические условия, религия, ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru