Жизнь ребенка начинается задолго до его появления на свет. В зависимости от условий внутриутробного развития организм новорожденного характеризуется широко варьированными физиологическими особенностями. Физиологический принцип классификации рождающихся детей не по массе и длине тела, а по признакам физиологической зрелости или незрелости обоснован профессором И.А. Аршавским. Исследования позволили установить: во все возрастные периоды организм можно считать совершенным и зрелым, если его физиологические функции адаптивно соответствуют его календарному возрасту и тем специфическим условиям, с которыми он должен взаимодействовать.
За первые пять-шесть лет жизни ребенок проходит гигантский путь развития, определяющими факторами которого являются окружающая среда и воспитание. Всякий воспитательный процесс начинается с уважения ребенку как индивида. Следует отметить, что человеческая индивидуальность формируется не только в детстве, но уже существует в этом возрасте. Многие основы индивидуальности определяются врожденными и унаследованными, возрастными и приобретенными особенностями нервной системы. Установлено, что огромную роль в развитии ребенка играет свойство нервной системы. Возрастная эволюция мозга ребенка – сложный и многосторонний процесс. Л.С. Выготский писал, что развитие ребенка – единый, но не однородный, целостный, но не гомогенный процесс.
На развитие ребенка и его нервных процессов огромное влияние оказывает становление двигательных функций. Их созревание связанно с деятельностью двигательного анализатора. Его развитие происходит на базе дистантных рецепторов – зрения и слуха, а также тактильно-мышечного анализатора и играет важнейшую роль в психофизическом развитии ребенка.
К старшему дошкольному возрасту начинает доминировать пирамидная система регуляции моторики. Центр пирамидной системы формируется в передней центральной извилине головного мозга.
Каждое полушарие при помощи пирамидной системы связано с противоположной половиной тела. Любопытно утверждение физиологов о том, что если образно представить проекцию тела, в передней центральной извилине головного мозга, то получается человек, перевернутый вверх ногами. Примечательна непропорциональность этого человека. Кисть и лицо занимают большее место, чем все остальное тело. Основная функция пирамидной системы – регуляция произвольных движений, которые усваиваются в процессе воспитания и обучения. Благодаря пирамидной системе ребенок способен к обучению сложным и точным движениям; по утверждению Л.О. Бадалина, эти возможности безграничны.
Пирамидная система доминирует в той или иной степени в моторике каждого ребенка. Ее ведущая роль формируется постепенно. Чем меньше ребенок, тем слабее у него организована произвольная моторика. Мысль и ее двигательное воплощение недостаточно связаны. В процессе моторного развития ребенка многие двигательные навыки настолько автоматизируются, что нет необходимости вспоминать каждый раз о способах того или иного действия.
Важнейшим участком двигательной регуляции является мозжечок. Он, как и вестибулярный аппарат, тесно связан с экстрапирамидной и пирамидной системами и обеспечивает координацию движений и поддержание равновесия тела. Мозжечок обеспечивает координацию как автоматических, так и произвольных движений. Его развитие накладывает отпечаток на целый ряд индивидуальных различий человеческой моторики.
Прочие статьи:
Обучение как способ организации педагогического процесса
Главным и надежным способом получения информации является обучение. Обучение, отражая все существенные свойства педагогического процесса (направленность на гармоничное развитие личности обучаемого, двусторонность), имеет и специфические качественные отличия. Обучение является целенаправленным проц ...
Дифференцированный подход к преподаванию истории в системе развивающего обучения
Средняя общеобразовательная школа с. Черемхово Красночикойского района в 2005-2010 гг. работала над темой "Современный урок: подходы и проблемы". Современный урок рассматривался как форма обучения детей, которая создает условия для восхождения каждого ученика к новому знанию и новому опы ...
Характеристика учебной деятельности младших школьников. Учебные достижения
Что же такое учебная деятельность? Это, по классификации С. Л. Рубинштейна, первый вид учения, прямо и непосредственно направленный на овладение знаниями и умениями .
Анализ учебной деятельности, проведенный Д. Б. Элькониным, В. В. Давыдовым, показал, что она имеет свою структуру, специфическое с ...