Характеристика психофизического развития детей старшего дошкольного возраста

Новая педагогика » Использование прогулки с повышенной нагрузкой в режиме дня дошкольника » Характеристика психофизического развития детей старшего дошкольного возраста

Страница 1

Жизнь ребенка начинается задолго до его появления на свет. В зависимости от условий внутриутробного развития организм новорожденного характеризуется широко варьированными физиологическими особенностями. Физиологический принцип классификации рождающихся детей не по массе и длине тела, а по признакам физиологической зрелости или незрелости обоснован профессором И.А. Аршавским. Исследования позволили установить: во все возрастные периоды организм можно считать совершенным и зрелым, если его физиологические функции адаптивно соответствуют его календарному возрасту и тем специфическим условиям, с которыми он должен взаимодействовать.

За первые пять-шесть лет жизни ребенок проходит гигантский путь развития, определяющими факторами которого являются окружающая среда и воспитание. Всякий воспитательный процесс начинается с уважения ребенку как индивида. Следует отметить, что человеческая индивидуальность формируется не только в детстве, но уже существует в этом возрасте. Многие основы индивидуальности определяются врожденными и унаследованными, возрастными и приобретенными особенностями нервной системы. Установлено, что огромную роль в развитии ребенка играет свойство нервной системы. Возрастная эволюция мозга ребенка – сложный и многосторонний процесс. Л.С. Выготский писал, что развитие ребенка – единый, но не однородный, целостный, но не гомогенный процесс.

На развитие ребенка и его нервных процессов огромное влияние оказывает становление двигательных функций. Их созревание связанно с деятельностью двигательного анализатора. Его развитие происходит на базе дистантных рецепторов – зрения и слуха, а также тактильно-мышечного анализатора и играет важнейшую роль в психофизическом развитии ребенка.

К старшему дошкольному возрасту начинает доминировать пирамидная система регуляции моторики. Центр пирамидной системы формируется в передней центральной извилине головного мозга.

Каждое полушарие при помощи пирамидной системы связано с противоположной половиной тела. Любопытно утверждение физиологов о том, что если образно представить проекцию тела, в передней центральной извилине головного мозга, то получается человек, перевернутый вверх ногами. Примечательна непропорциональность этого человека. Кисть и лицо занимают большее место, чем все остальное тело. Основная функция пирамидной системы – регуляция произвольных движений, которые усваиваются в процессе воспитания и обучения. Благодаря пирамидной системе ребенок способен к обучению сложным и точным движениям; по утверждению Л.О. Бадалина, эти возможности безграничны.

Пирамидная система доминирует в той или иной степени в моторике каждого ребенка. Ее ведущая роль формируется постепенно. Чем меньше ребенок, тем слабее у него организована произвольная моторика. Мысль и ее двигательное воплощение недостаточно связаны. В процессе моторного развития ребенка многие двигательные навыки настолько автоматизируются, что нет необходимости вспоминать каждый раз о способах того или иного действия.

Важнейшим участком двигательной регуляции является мозжечок. Он, как и вестибулярный аппарат, тесно связан с экстрапирамидной и пирамидной системами и обеспечивает координацию движений и поддержание равновесия тела. Мозжечок обеспечивает координацию как автоматических, так и произвольных движений. Его развитие накладывает отпечаток на целый ряд индивидуальных различий человеческой моторики.

Страницы: 1 2 3 4


Прочие статьи:

Современные представления о задержке психического развития
Задержка психического развития (ЗПР) - это психолого-педагогическое определение для наиболее встречающейся патологии в психофизическом развитии детей старшего дошкольного возраста. (Г.В. Фадина ). Задержка психического развития характеризуется неравномерным формированием процессов познавательной ...

Педагогическое планирование
Процесс, в ходе которого цель из внутренней цели человека переходит в свое следствие - в фактическое поведение человека, в ходе которого и формируется тот или иной конечный результат его деятельности, называется целеосуществления. Процесс целеосуществления складывается из предварительной подготовк ...

Компетенция как результат обучения
В настоящее время эффективность работы учащихся зависит от того, насколько успешно они владеют идеями модернизации современного школьного образования и будут ли они внедрять эти идеи в практику преподавания иностранного языка. Учитель должен понимать, что модернизировать нужно научно-технический ...

Меню сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru