Жизнь ребенка начинается задолго до его появления на свет. В зависимости от условий внутриутробного развития организм новорожденного характеризуется широко варьированными физиологическими особенностями. Физиологический принцип классификации рождающихся детей не по массе и длине тела, а по признакам физиологической зрелости или незрелости обоснован профессором И.А. Аршавским. Исследования позволили установить: во все возрастные периоды организм можно считать совершенным и зрелым, если его физиологические функции адаптивно соответствуют его календарному возрасту и тем специфическим условиям, с которыми он должен взаимодействовать.
За первые пять-шесть лет жизни ребенок проходит гигантский путь развития, определяющими факторами которого являются окружающая среда и воспитание. Всякий воспитательный процесс начинается с уважения ребенку как индивида. Следует отметить, что человеческая индивидуальность формируется не только в детстве, но уже существует в этом возрасте. Многие основы индивидуальности определяются врожденными и унаследованными, возрастными и приобретенными особенностями нервной системы. Установлено, что огромную роль в развитии ребенка играет свойство нервной системы. Возрастная эволюция мозга ребенка – сложный и многосторонний процесс. Л.С. Выготский писал, что развитие ребенка – единый, но не однородный, целостный, но не гомогенный процесс.
На развитие ребенка и его нервных процессов огромное влияние оказывает становление двигательных функций. Их созревание связанно с деятельностью двигательного анализатора. Его развитие происходит на базе дистантных рецепторов – зрения и слуха, а также тактильно-мышечного анализатора и играет важнейшую роль в психофизическом развитии ребенка.
К старшему дошкольному возрасту начинает доминировать пирамидная система регуляции моторики. Центр пирамидной системы формируется в передней центральной извилине головного мозга.
Каждое полушарие при помощи пирамидной системы связано с противоположной половиной тела. Любопытно утверждение физиологов о том, что если образно представить проекцию тела, в передней центральной извилине головного мозга, то получается человек, перевернутый вверх ногами. Примечательна непропорциональность этого человека. Кисть и лицо занимают большее место, чем все остальное тело. Основная функция пирамидной системы – регуляция произвольных движений, которые усваиваются в процессе воспитания и обучения. Благодаря пирамидной системе ребенок способен к обучению сложным и точным движениям; по утверждению Л.О. Бадалина, эти возможности безграничны.
Пирамидная система доминирует в той или иной степени в моторике каждого ребенка. Ее ведущая роль формируется постепенно. Чем меньше ребенок, тем слабее у него организована произвольная моторика. Мысль и ее двигательное воплощение недостаточно связаны. В процессе моторного развития ребенка многие двигательные навыки настолько автоматизируются, что нет необходимости вспоминать каждый раз о способах того или иного действия.
Важнейшим участком двигательной регуляции является мозжечок. Он, как и вестибулярный аппарат, тесно связан с экстрапирамидной и пирамидной системами и обеспечивает координацию движений и поддержание равновесия тела. Мозжечок обеспечивает координацию как автоматических, так и произвольных движений. Его развитие накладывает отпечаток на целый ряд индивидуальных различий человеческой моторики.
Прочие статьи:
Графические наглядные пособия
Графические наглядные пособия — одни из самых распространенных в преподавании биологии. Объясняется это широким диапазоном их применения в сочетании с хорошей обозримостью, транспортабельностью и относительной простотой изготовления. Все пособия этого типа могут быть разделены на семь групп:
1) т ...
Разработка краткого конспекта
предметных знаний по теме программы
По теме «Основные приемы проведения проверки предприятия» разрабатывается краткий конспект предметных знаний.
Краткий конспект по теме «Основные приемы проведения проверки предприятия»
Вопросы темы:
Приемы и способы документального контроля.
Приемы фактического контроля.
1 Приемы и способы до ...
Общая характеристика общения
Взаимодействие людей друг с другом, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно – оценочного характера, есть общение.
Общение характеризуется, прежде всего, включённостью в практическое взаимодействие людей по поводу трудовой, учебной или игровой деятельности.
Потреб ...