Анализ программ по изобразительному искусству

Новая педагогика » Использование лепки на уроках изобразительного искусства » Анализ программ по изобразительному искусству

Страница 2

К концу курса обучения по этой программе дети должны уметь работать с глиной и пластилином и знать элементы лепки.

Отличительная черта курса: тематически-поурочный принцип планирования учебного материала.

Еще одной из авторских программ, наиболее часто используемых в начальной школе, является программа «Изобразительное искусство и художественный труд», которая была разработана в 1970-1975 годах в НИИ художественного воспитания АПН СССР (ныне НИИ художественного образования РАО) группой ученых: Гросул Н.В., Коротеева Е.И., Михайлова Н.Н., Фомина Н.Н., Чернявская М.С. Научный руководитель – народный художник России академик Неменский Б.М.

Методическое пособие построено по годам обучения и выражает основные педагогические принципы, заложенные в программе «Изобразительное искусство и художественный труд» и реализованные в учебниках (учебных комплектах) для I—IV классов начальной школы, написанных по данной программе.

Содержание предмета «Изобразительное искусство» в начальной школе — это основа общего художественного развития ребенка. Если миновать этот этап познания искусства, художественное развитие неминуемо окажется ущербным. В I—IV классах закладывается фундамент — основы художественных представлений. Каждый учебный год в этой системе является незаменимой ступенью целостного художественного развития и призван обеспечивать поэтапное, постепенное погружение ребенка в осознание богатства и многообразия связей искусства с жизнью каждого человека и каждого народа. Именно связи искусства с жизнью (а не просто само искусство) являются содержанием учебного предмета.

Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала[20]. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления. Роль учителя является главной в процессе приобщения детей к искусству. Именно учитель создает на уроке эмоционально-образную атмосферу познания, ставит цели и организует живое общение между детьми и художественными произведениями так, чтобы искусство служило развитию духовного мира ребенка.

Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа, восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного изделия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений.

На протяжении всего курса школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.

Тематическая цельность и последовательность развития программы помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения.

Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства художественной выразительности – форма, пропорции, пространство, объем, ритм, композиция – осваиваются учащимися на всем протяжении обучения.

В первом классе дети знакомятся с мягкими материалами: глиной и пластилином. Они узнают, что объем занимает место в пространстве, и его можно рассматривать с разных сторон. Они учатся превращать комок пластилина в птицу или животное, наблюдают природные явления и строят природные домики: стручки, орешки, раковины, норки, гнезда и т.д.

Страницы: 1 2 3 4


Прочие статьи:

Анализ урока учителем изобразительного искусства
В. А. Сухомлинский считал, что, если учитель вдумчиво анализирует свою работу, у него не может не возникнуть интереса к теоретическому осмыслению своего опыта, стремления объяснить причинно-следственные связи между знаниями учеников и своей педагогической культурой. Логическое следствие анализа учи ...

Характеристика современной системы общего образования в Российской Федерации
Результаты анализа современного состояния российского образования свидетельствуют о том, что отечественная образовательная система, демонстрируя внешнюю целостность, сохраняет внутри себя проблемы и противоречия. Важным фактором, влияющим на развитие российского образования, продолжает оставаться д ...

Методологическая культура педагога
Профессиональная образовательно-воспитательная работа является творческой. Поэтому любой педагог-практик накапливает множество эффективных средств воспитательного воздействия на личность, оригинальных образовательных и обучающих технологий. Однако без теоретического обоснования и научной интерпрета ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru