Философский и психолого-педагогический аспекты решения проблемы развития творческих способностей учащихся

Новая педагогика » Педагогические условия развития творческой личности учащихся НПО » Философский и психолого-педагогический аспекты решения проблемы развития творческих способностей учащихся

Страница 1

Среди факторов общественной эволюции необходимо выделить уровень подготовленности подрастающего поколения к самостоятельной жизни, стремление детей к саморазвитию и самовыражению, то есть полноту реализации творческого потенциала каждой отдельно взятой личности.

Следовательно, развитие творческих возможностей человека в современном мире становится особенно актуальной проблемой.

В современной философской и психолого-педагогической литературе существует ряд подходов к изучению проблем творчества и развития творческих способностей личности.

В философии раскрытием сущности творчества занимались Н.А.Бердяев, B.C. Библер, П.Л. Лавров, А.Г. Спиркин и другие; в психологии - Д.Б. Богоявленская, Л.С. Выготский, A.M. Матюшкин, В.А.Моляко, А.В. Петровский, Я.А. Пономарев и другие; в педагогике - В.И. Андреев, В.И. Загвязинский, М.И. Махмутов, П.И. Пидкасистый, А.В. Хуторской, B.C. Шубинский и многие другие.

Ученые-философы, рассматривая проблему творчества, исходят из признания человека его единственно возможным субъектом. Что же касается изменений, происходящих в природе, то назвать их творческим процессом ввиду отсутствия субъекта созидания нельзя. В природе мы наблюдаем процесс развития, а не творчества.

Н.А. Бердяев, характеризуя природу личности как творящую, определяет сам процесс творчества как "прирост, прибавление, создание нового, не бывшего в мире".

Новизну и уникальность результата творческого процесса отмечает и П.Л. Лавров, представляя творчество как "процесс образования форм". Там, где "наша мысль, чувство, решимость находит свою форму, там присутствует творчество". А именно новые формы, по мнению П.Л. Лаврова, и являют собой оригинальность, самостоятельность творчества.

B.C. Библер отождествляет творческий процесс с культурой, определяя последнюю как "изобретение мира впервые", акцентируя, таким образом, особое внимание на новизне результата творчества.

Определяя творчество как "создание нового, которое неизбежно связано с отрицанием старого", А.Г. Спиркин отмечает такую характерную черту творческой работы мысли как разрешение противоречий. Что же касается структуры творчества, то она, с точки зрения А.Г. Спиркина, вполне логична и представляет собой цепь логических операций, в которой одно звено закономерно следует за другим:

- постановка задачи;

- предвидение идеального конечного результата;

- отыскание противоречия, мешающего достижению цели;

- открытие причины противоречия;

- разрешение противоречия.

Таким образом, на основе вышеуказанных существенных признаков, определяющих подход к проблеме творчества философов, заключаем, что его характерной чертой является новизна результата деятельности как следствие разрешения противоречия. На наш взгляд, необходимо отметить, что творческая мысль ведет к новым результатам или посредством комбинаций обычных способов, или совершенно новым методом, нарушающим ранее принятые. Именно благодаря творчеству и "осуществляется процесс развития в науке, технике, искусстве, политике и во всех других сферах общественной жизни".

В психологии творчество рассматривается двояко: как психологический процесс созидания нового и как совокупность свойств личности, которые обеспечивают ее включенность в этот процесс.

Творчество, будучи процессом создания новых материальных и духовных ценностей, предполагает "наличие у субъекта способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью".

Рассматривая творчество как результат продуктивного мышления, ученые психологи акцентируют особое внимание на создании человеком в процессе творческой деятельности чего-то нового. Например, исходной точкой всякого творчества А. Матейко считает легкость образования неожиданных ассоциаций. Сущность творческого процесса, по его мнению, заключается в реорганизации имеющегося опыта и формировании на его основе новых комбинаций. Творчество приводит к созданию чего-то нового, поскольку оно представляет собой антипод шаблонной, стереотипной деятельности и не повторяет уже ранее известного. Дополняя определение творчества, А. Матейко характеризует и творца, как человека, своими действиями достигающего чего-то нового и ценного, "причем ценность достигнутого определяется именно его новизной".

Поскольку наша работа исследует развитие творчества в процессе учебно-познавательной деятельности, необходимо четко определить само понятие творчества и сущность творческой деятельности, в которой, с точки зрения В.П. Ушачева, формируется и развивается творческая активность как интегральное свойство личности.

Страницы: 1 2


Прочие статьи:

Характеристика различных видов компетенции
Основными видами компетенции являются: предметная, коммуникативная, деятельностная и развивающая. Рассмотрим подробную характеристику каждой из них. Предметная компетенция в языковом образовании представляет собой знания, проблемные задачи и деятельность. Знания являются традиционными элементами да ...

Анализ современных программ по естествознанию с целью выявления тематики учебных проектов
Тематику учебных проектов следует выбирать в соответствии с содержанием программы естествознания, которую применяет учитель. На сегодняшний момент в современной начальной школе широко применяются две программы по естествознанию: программа «Зелёный дом» А.А. Плешакова и программа «Мир и человек» А.А ...

Этический кодекс социального педагога в общении с ребенком
Любой коллектив в целях успешного взаимодействия и выполнения какой- либо деятельности должен придерживаться прежде всего норм и правил этики. В МЦ « Диалог» работают опытные специалисты - компетентные, уважаемые люди, которые, действительно выстраивают свои отношения, действия с друг другом, с дет ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru