Развитие творческого мышления студентов в процессе интерпретации художественного произведения

Новая педагогика » Педагогические условия развития творческой личности учащихся НПО » Развитие творческого мышления студентов в процессе интерпретации художественного произведения

Страница 3

Данный тип интерпретационной деятельности (сценически-игровая деятельность):

- организует последовательность восприятия художественного произведения в соответствии с логикой его развития;

- способствует формированию основ читательских умений через собственный творческий опыт деятельности на основе текста художественного произведения;

- способствует развитию творческого мышления посредством самореализации в творческой деятельности;

- готовит к восприятию драматического произведения;

- расширяет представления о смежных с литературой видах искусства.

Современный психолог И.С. Кон подчёркивает, что главное, к чему мы должны стремится на занятиях по литературе, активизируя художественное восприятие, это развивать дивергентное мышление. Именно такое мышление, которое предполагает, что на один и тот же вопрос может быть множество одинаково правильных и равноправных ответов. Такое мышление стимулирует и активизирует творческие возможности каждого.

В ходе анализа драмы А.Н. Островского «Гроза», используя ролевую игру, мы объединяли студентов в творческие группы. Создание творческих групп позволяет дифференцировано подойти к возможностям студентов, выявить их потенциальные способности. К тому же, деление всех студентов на творческие группы помогает включить в активную работу всех. При этом, следует иметь в виду, что каждый студент наделён особыми субъективными способностями, своим складом мышления, индивидуальной психологической организацией.

Основные принципы ролевой игры

На третьем этапе – третьем семинарском занятии – в группе организуются четыре творческие группы: режиссёров, актёров, критиков, художников. Каждая из групп выполняет специальные задания.

На четвёртом этапе – четвёртом семинарском занятии – организуется несколько творческих групп. В состав каждой группы входят: режиссёр, критик, художник, несколько актёров. Именно данное занятие направлено на выявление уровня воздействия интерпретации на развитие креативности. Данную игру оценивают члены экспертной комиссии.

Творческая группа режиссёров интерпретирует говорящие фамилии, мельчайшие детали, замысел автора с целью глубокого проникновения в психологию героев; выделяют ключевые сцены, при этом, обосновывая свой выбор. Эта деятельность прямо способствует развитию творческого мышления студентов.

Творческая группа художников описывают воображаемые декорации, готовят эскизы костюмов, выделяют акцентные детали, которые определённым образом характеризуют черты героев. Из этих данных можно выявить уровень усвоения студентами культурно-исторических доминант времени действия пьесы.

Задача творческой группы актёров заключается в восстановлении из текста (документально-биографических сведений) предыстории героев, их внешнего облика, в осмыслении характеров героев в процессе работы над ролью, выразительное чтение с выделением основных смысловых акцентов посредством художественного интонирования речи.

Студенты творческой группы критиков дают характеристику работе трём предшествующим группам, пишут небольшие рецензии. Здесь студенты могут проявить свои знания по истории критики, использовать литературоведческую терминологию, способствуют созданию дискуссии на семинаре. Данная форма работы активизирует и развивает творческое мышление студентов, помогает ввести в творческую лабораторию писателя.

Эффективность использования форм интерпретационной деятельности проверялась в форме повторной оценки испытуемых действующей экспертной группой. Отметим, что повторная диагностика проводилась как в контрольной, так и в экспериментальной группах. Отметим рост средних показателей данных в экспериментальной группе, при этом данные испытуемых контрольной группы остались приблизительно в рамках тех же средних показателей.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Прочие статьи:

Воспитание
Воспитание становится относительно автономным в процессе социализации на определенном этапе развития каждого конкретного общества, когда он приобретает такую степень сложности, что возникает необходимость в специальной деятельности по подготовке подрастающих поколений в жизни социуме. Воспитание – ...

Технология опыта
Основания для проектирования предметно-развивающей среды ДОУ Предметно-пространственная среда проектируется на основе: -реализуемой в детском саду образовательной программы; -требований нормативных документов; -материальных и архитектурно-пространственных условий (наличие нескольких помещений, их п ...

Характеристика методов обучения
Рассказ. Рассказ это изложение учебного материала в виде монолога в повествовательной либо описательной форме. Рассказ используется на протяжении всего обучения, меняется лишь его стиль и объем. Как метод обучения рассказ должен соответствовать определенным требованиям: содержать актуальную информа ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru