Рис. 3 Результаты оценки знаний, умений и навыков студентов экспериментальной и контрольной групп на завершающем этапе эксперимента.
Далее эксперимент был направлен на вторичную диагностику коэффициента интеллектуальности испытуемых с целью выявления определённой динамики. В результате были получены следующие результаты: 105 IQ в контрольной группе и 111 IQ - в экспериментальной. Возросший уровень IQ экспериментальной группы (со 103 IQ на констатирующем этапе эксперимента) говорит об эффективности проведённого педагогического эксперимента. Нижеприведённая диаграмма наглядно продемонстрирует цифровые показатели:
1- констатирующий этап эксперимента 2- завершающий этап эксперимента
Рис. 4
Средние данные по уровню IQ студентов
Повторная диагностика уровня самооценки творческих личностных качеств испытуемых выявила следующее:
Таблица 3
Средние показатели личностной креативности студентов на завершающем этапе эксперимента
|
Средние значения |
Любознательность |
Воображение |
Сложность |
Склонность к риску |
Суммарный результат |
|
Контрольная группа |
15,2 |
14 |
15 |
14 |
58,2 |
|
Экспериментальная группа |
18,5 |
23 |
19 |
24 |
84,5 |
Анализ динамики развития креативности на основе показателей теста личностных характеристик выявил следующее: в экспериментальной группе произошел достоверный сдвиг по показателям воображения и рискованности. Изменение показателя интегральной сложности отметим как тенденцию к увеличению. Полученные данные соответствуют установленным в современных исследованиях фактам, согласно которым именно воображение интенсивно развивается посредством интерпретационной деятельности. Интерес также представляет увеличение показателя рискованности. Склонность к риску проявляется как смелость в защите собственных идей. Как желание действовать в неконструктивных условиях. Вероятно, эти две составляющие показателя рискованности и объясняют количественный его рост.
В контрольной группе наблюдаем следующее. За тот же период сдвиг по показателям любознательности, сложности, воображения не значим. Показатели творческого мышления соответствуют невысокой норме. Эти показатели тесно коррелируют с данными экспертной оценки и свидетельствуют об адекватной оценке своих творческих возможностей со стороны представителей контрольной группы.
На завершающем этапе диагностики проводилось тестирование испытуемых по основным показателям креативности, аналогичного констатирующему этапу эксперимента.
Прочие статьи:
Особенности общения и барьеры
общения с детьми с ЗПР
Важнейшей особенностью детей с ЗПР является сниженная активность во всех видах деятельности, что, в свою очередь, может оказаться существенной причиной низких коммуникативных способностей этих детей. Однако с другой стороны, дефицит в общении с окружающими значительно усугубляет имеющиеся у этих д ...
Условия и принципы, учет которых необходим при построении развивающей среды
в ДОУ
Основополагающие идеи построения развивающей среды в ДОУ заложены в «Концепции построения развивающей среды в ДОУ» под редакцией В.А.Петровского, о которой мы уже упоминали в нашей работе. Здесь применительно к организации условий жизни детей в детском саду, сформулированы принципы построения пред ...
Характеристика школьного учебника
К нему предъявляется важнейшее требование раскрывать основы науки в соответствии с возрастом учащихся и уровнем их подготовленности. Ученые выделяют следующие функции школьного учебника:
информационная (раскрывает содержание образования, дает объем материала на каждый урок с учетом возраста учащи ...