Структура школьного учебника

Страница 1

Текстовый компонент

Основной текст

Дополнительный текст

Пояснительный текст

1.

Вводный

Информационный (учебный)

Заключительный

2.

Описательный

Повествовательный

Объяснительный

Проблемный

Документы

Научно-популярные тексты

Художественные тексты

Постраничный словарь

Пояснения в скобках внутри основного текста

Подписи к иллюстрациям

Сведения о представленных в учебнике документах и их авторах

Внетекстовый компонент

Иллюстрации

Методический аппарат

Аппарат ориентировки

А) Изобразительные:

Учебные рисунки

Репродукции

Документальные изображения

Б) Условно-графические:

Карты, картсхемы, планы

Схемы, чертежи

Линии времени

А) Вопросы и задания:

Воспроизводящие

Преобразующие

Творческие образные

Проблемные

Б) Текстовые таблицы:

-хронологические

-синхронистические

-сравнительно-обобщающие

-конкретизирующие

-иллюстрированные комплексы

В) Опорные схемы

Г) Планы-схемы, памятки-алгоритмы

Д) Тесты самоконтроля

А) Оглавление

Б) Рубрикация и тематические символы

В) Сигналы-символы

Г) Выделения в тексте курсивом, жирным и шрифтом и т.п.

Д) Словари и указатели:

-понятий

-дат

-имен

Е) Глоссарии

Ж) Колонтитулы

З)Шмуцтитулы

И) Библиография

К) Справочники

Особенности нового учебника и методического пособия

В концептуальном плане учебник «История Отечества. XX век» (авторы В. А. Шестаков, М. М. Горинов, Е. Е. Вяземский) представляет собой целостное изложение отечественной истории XX в. с позиций гражданственности. При этом авторский коллектив, конечно, понимает, что учебник по истории России новейшего времени не может быть легким для восприятия. Авторы пытались выразить сбалансированный, учитывающий многофакторность истории взгляд на прошлое своей страны.

При этом постоянно приходилось сталкиваться с тем, что по многим проблемам отечественной истории XX в. в науке, а уж тем более в массовом сознании существуют разные, подчас противоположные оценки и мнения. Более того, даже у членов авторского коллектива в процессе работы над учебником нередко возникали «горячие» научные дискуссии по тем или иным проблемам. Но авторы полностью едины в целях, задачах, методологии и принципах построения школьного учебника истории.

Опираясь на достоверные факты, авторы стремились найти разумные компромиссы в трактовке противоречивых событий новейшей истории России, освещать даже самые драматические события в истории России с позиций гражданственности.

При подготовке учебника авторы ориентировались на требования к содержанию курса отечественной истории в основной школе и на программу А. П. Богданова, Е. Е. Вяземского (руководители авторского коллектива) «История с древнейших времен до наших дней», раздел «Россия в XX в.» (М.: Просвещение, 1997).

Естественно, что объем учебного материала превышает Обязательный минимум. Имена исторических деятелей и подробности некоторых событий, по замыслу авторов, не предназначены для непременного запоминания. Они создают добротный содержательный фон, на котором разворачиваются важные события отечественной истории и без которого их невозможно полностью оценить. Шрифтом авторский текст разделен на основной и дополнительный, предназначенный для самостоятельного чтения.

Центральное место в учебнике уделяется проблемам Человека, его роли в истории XX столетия. Крупные государственные деятели российской истории XX в. представлены в специальной рубрике «Политические портреты». Авторы учебника предлагают вниманию школьников основные факты биографии этих деятелей, знакомят с неоднозначными оценками современников и историков, предлагая делать собственные выводы.

Исторические документы, сопровождающие большинство параграфов, являются самостоятельным и важным элементом учебника, озаглавленным «Архивы истории». Авторы далеки от мысли навязывать свои убеждения читателям и считают, что источники, представленные параллельно с авторским текстом, позволят каждому получить собственное представление о ключевых событиях российской истории. Девятиклассники познакомятся с документами государственного характера, с личными свидетельствами очевидцев и участников событий, прочитают выдержки из малоизвестных публикаций, в том числе зарубежных. Документы подобраны таким образом, чтобы с их помощью осветить проблемы, не поднимавшиеся в авторском тексте, или показать, что по поводу тех или иных событий существуют разные мнения. В зависимости от задачи публикации в одних случаях представлен пространный фрагмент одного документа, в других — комбинируются источники, выражающие противоречивые позиции по одному и тому же вопросу. Такая установка обусловила характер вопросов и заданий к документальным текстам: их минимально необходимое количество направлено на воспроизведение информации источника и на формулирование его главной идеи. Основное же внимание в работе школьников с документами уделяется анализу текста, определению позиции автора и ее мотивации, использованию полученных знаний в новой познавательной ситуации.

Страницы: 1 2 3 4 5


Прочие статьи:

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru