Структура школьного учебника

Страница 4

● рационально использовать разные типы и виды уроков, а также иные формы учебных занятий по истории, добиваясь их оптимального взаимодействия и эффективности;

● планомерно усложнять виды учебной работы, обеспечивая развитие и совершенствование познавательных умений школьников;

● организовать текущий контроль качества обучения, используя разнообразные и адекватные учебным задачам формы и способы проверки знаний и умений школьников;

● заранее предвидеть опережающие задания и занятия, требующие долговременной и углубленной подготовки.

В этой связи наряду с традиционными графами предлагаемый вариант тематического планирования включает в себя сведения о формируемых познавательных умениях, а также о формах учебных занятий, текущего и итогового контроля.

Методические рекомендации даются только в отношении оригинальных форм учебных занятий по истории, к которым мы относим: школьные лекции, лабораторные занятия по учебнику и документам, семинары, практикумы, диспуты и игровые занятия. Как правило, они проводятся не чаще одного-трех раз в год, но требуют самой тщательной подготовки как учителя, так и учеников.

1. Критерии современного учебника истории:

1) учебник истории не дает окончательных ответов, а, наоборот, открывает школьнику путь для новых вопросов и дальнейшего творческого исследования заинтересовавших его проблем;

2) учебник истории стимулирует развитие критического мышления на основе работы с разнообразными источниками и освоения методов исторической науки;

3) учебник истории учитывает и отражает достижения современной науки;

4) учебник истории показывает, что люди по-разному воспринимают историю, в зависимости от их принадлежности к определенному социальному слою, к определенной религиозной, политической, профессиональной и возрастной группе, их пола и т.д.;

5) учебник демонстрирует многообразие интерпретаций исторического прошлого и помогает школьнику понять причины этого многообразия;

6) учебник истории раскрывает перспективы изучения прошлого и анализа современных событий в контекстах региональной, общенациональной и всемирной истории.

2. Признаки учебника истории «нового поколения»

В середине 90-х гг. прошлого века к характерным чертам «нового поколения» учебников истории мы отнесли следующие новации:

1) отказ от формационного подхода в пользу цивилизационного и культурологического;

2) появление на авансцене всемирной истории новых героев - «маленьких» людей, которым внушили мысль, что они «маленькие», а для историка их жизнь, дела и заботы оказываются не менее интересными и значительными, чем биографии «великих»;

3) замену понятийной системы учебника образной, в результате чего каждая историческая эпоха окрашивается в свой неповторимый цвет, а у школьников при знакомстве с нею пробуждаются живые эмоции и чувства, формируется личностное отношение к «делам давно минувших дней», к «преданьям старины глубокой»;

4) увеличение доли фактографического материала, которое создает информационную избыточность текста и из нормативного документа превращает учебник истории в книгу для чтения, книгу-справочник, книгу-хрестоматию;

5) многоуровневую систему образов, раскрывающую перед детьми историческое прошлое сначала на уровне мифов и легенд, затем на уровне исторических фактов, а позднее - на уровне теоретических обобщений;

6) новые выразительные способы изложения, оживляющие и расцвечивающие учебный текст, обеспечивающие ему проблемный и диалогичный характер;

7) яркие, броские, интригующие заголовки глав, параграфов и подпунктов, с первых минут чтения втягивающие школьников в историческое расследование, научный спор, нравственную дискуссию;

8) превращение дополнительного текста в равноценный основному источник познавательной информации и оценочных выводов;

9) усложнение пояснительного текста, благодаря чему иллюстрации из «немых наклеек» превращаются в рабочие элементы учебника;

Страницы: 1 2 3 4 5


Прочие статьи:

Межпредметные связи как педагогическая проблема
Сущность межпредметных связей В педагогической литературе имеется очень много определений категории «межпредметные связи», существуют самые различные подходы к их педагогической оценке и различные классификации. Одним из более полных определений является следующее, данное Г.Ф.Фёдорцом: «Межпредм ...

Этапы социализации
В любом обществе социализация человека имеет особенности на различных этапах. В самом общем виде этапы социализации можно соотнести с возрастной периодизацией жизни человека. Существуют различные периодизации, и приводимая ниже не является общепризнанной. Она весьма условна, но достаточно удобна с ...

Сюжетно-ролевые игры старшего дошкольного возраста
В своей статье "Сюжетно-ролевая игра старших дошкольников" Короткова Н.А. пишет о том, что у ребёнка старшего дошкольного возраста углубляется интерес к трудовым делам взрослых, к результатам их труда, возникает чувство восхищения самоотверженными поступками людей, желание подражать им. ...

Меню сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru