Существенным новшеством учебника являются принципы создания его методического аппарата. Мы сознательно избегали вопросов и заданий, направленных на пересказ учебного текста, последовательно проводя мысль о том, что современный учебник истории не является книгой для заучивания и запоминания «правильных мыслей». Поэтому школьникам чаще всего предлагается обсудить ключевые проблемы темы, рассмотреть вопросы в альтернативной ситуации, сформулировать собственное мнение. Наряду с проблемными заданиями в методическом аппарате учебника широко задействованы и образные задания, предлагающие ученикам творчески воспроизвести то или иное историческое событие от имени разных по социальному статусу и политическим убеждениям героев. Подобные задания имеют важное воспитательное и развивающее значение, формируя необходимые современному человеку качества личностного сопереживания, заинтересованного и уважительного отношения к прошлому.
Еще одной принципиальной чертой вопросов и заданий к параграфам является их развернутое инструктивное сопровождение. Педагогам известно, что недостаточно просто сформулировать вопрос или дать ученику задание. Для качественной и результативной работы он нуждается в более или менее подробном алгоритме действий. Поэтому основная часть логических заданий сопровождается обстоятельным перечнем критериев сравнения или параметров образной характеристики; рекомендациями конкретных видов планов и таблиц; советами по содержанию обобщающих и оценочных выводов. Следуя этим инструкциям, школьник совершенствует свои познавательные умения, а учитель получает критерии, необходимые для объективной проверки и оценки ученических ответов. Анализируя школьные работы по заранее обозначенным деятельностным и содержательным критериям, можно на протяжении всего учебного года выявить качество знаний и целенаправленно корректировать процесс обучения истории.
Составляя вопросы и задания к тексту параграфов, авторы также старались быть последовательными в формировании прочных картографических и хронологических знаний и умений девятиклассников. Поэтому в работе с учебником предусмотрено систематическое обращение к исторической карте, в том числе и к контурной, выделение опорных дат.
По возможности, события общероссийского характера учащимся предлагается рассмотреть на региональном и/или личностном уровне. (Например: «По воспоминаниям своих родных или мемуарам очевидцев подготовьте рассказ „Первый день войны“»; «В 1913 г. в Российской империи широко праздновалось 300-летие дома Романовых. Подготовьте сообщение о том, как эта дата отмечалась в вашем регионе».) Этим шагом авторы хотели смягчить неизбежный в учебнике отечественной истории федерального уровня евроцентристский уклон и предложить свое решение актуального вопроса о балансе национальных, региональных и локальных компонентов в школьных курсах истории. Вместе с тем прошлое страны, отражаясь в судьбах близких ученикам людей и их малой родины, становится для них значительно ближе и дороже.
Авторы постоянно помнили, что читать их учебник будут подростки с неодинаковым отношением к истории, с разными познавательными возможностями. Для самых дотошных и влюбленных в предмет предназначены вопросы и задания повышенной сложности, отмеченные в учебнике специальным символом — *.
Составной частью методического аппарата являются разделы с обобщающими заданиями. Здесь также нет традиционных вопросов на повторение и пересказ уже изученного материала. Каждый период российского прошлого предлагается оценить в новых связях и отношениях, сначала восстановив наиболее значительные события обобщаемого периода. Новизну в работу с хронологией вносят нестандартные тестовые задания: к уже предложенным вариантам дат, каждая из которых обозначает конкретный исторический факт, школьникам нужно сформулировать собственный вариант вопроса. В итоговом обобщении в хронологическом разделе за основу взят другой вид теста — «тест на установление закономерности». Ребята должны определить критерий формирования каждого хронологического ряда и закончить его перечислением однородных событий.
Прочие статьи:
Разработка краткого конспекта
предметных знаний по теме программы
По теме «Основные приемы проведения проверки предприятия» разрабатывается краткий конспект предметных знаний.
Краткий конспект по теме «Основные приемы проведения проверки предприятия»
Вопросы темы:
Приемы и способы документального контроля.
Приемы фактического контроля.
1 Приемы и способы до ...
Понятие профориентологии
Профориентология — научная дисциплина, находящаяся на стыке философии, психологии и педагогики, изучающая факты, механизмы и закономерности профессионального становления личности.
Цель профориентологии — оказание психологической и педагогической помощи при выборе профессии, в процессе карьерного ...
Особенность обучения устной речи по испанскому методу. Педро Понсе де Леон
— автор метода обучения устной речи
Изучение первых, известных истории попыток научить глухого человека говорить возвращает нас в XVI век к деятельности испанского монаха Педро Понсе де Леона. В качестве домашнего учителя он занимался воспитанием глухих братьев констебля Кастилии с целью дать им элементарное образование. Когда ему у ...