Структура школьного учебника

Страница 2

Существенным новшеством учебника являются принципы создания его методического аппарата. Мы сознательно избегали вопросов и заданий, направленных на пересказ учебного текста, последовательно проводя мысль о том, что современный учебник истории не является книгой для заучивания и запоминания «правильных мыслей». Поэтому школьникам чаще всего предлагается обсудить ключевые проблемы темы, рассмотреть вопросы в альтернативной ситуации, сформулировать собственное мнение. Наряду с проблемными заданиями в методическом аппарате учебника широко задействованы и образные задания, предлагающие ученикам творчески воспроизвести то или иное историческое событие от имени разных по социальному статусу и политическим убеждениям героев. Подобные задания имеют важное воспитательное и развивающее значение, формируя необходимые современному человеку качества личностного сопереживания, заинтересованного и уважительного отношения к прошлому.

Еще одной принципиальной чертой вопросов и заданий к параграфам является их развернутое инструктивное сопровождение. Педагогам известно, что недостаточно просто сформулировать вопрос или дать ученику задание. Для качественной и результативной работы он нуждается в более или менее подробном алгоритме действий. Поэтому основная часть логических заданий сопровождается обстоятельным перечнем критериев сравнения или параметров образной характеристики; рекомендациями конкретных видов планов и таблиц; советами по содержанию обобщающих и оценочных выводов. Следуя этим инструкциям, школьник совершенствует свои познавательные умения, а учитель получает критерии, необходимые для объективной проверки и оценки ученических ответов. Анализируя школьные работы по заранее обозначенным деятельностным и содержательным критериям, можно на протяжении всего учебного года выявить качество знаний и целенаправленно корректировать процесс обучения истории.

Составляя вопросы и задания к тексту параграфов, авторы также старались быть последовательными в формировании прочных картографических и хронологических знаний и умений девятиклассников. Поэтому в работе с учебником предусмотрено систематическое обращение к исторической карте, в том числе и к контурной, выделение опорных дат.

По возможности, события общероссийского характера учащимся предлагается рассмотреть на региональном и/или личностном уровне. (Например: «По воспоминаниям своих родных или мемуарам очевидцев подготовьте рассказ „Первый день войны“»; «В 1913 г. в Российской империи широко праздновалось 300-летие дома Романовых. Подготовьте сообщение о том, как эта дата отмечалась в вашем регионе».) Этим шагом авторы хотели смягчить неизбежный в учебнике отечественной истории федерального уровня евроцентристский уклон и предложить свое решение актуального вопроса о балансе национальных, региональных и локальных компонентов в школьных курсах истории. Вместе с тем прошлое страны, отражаясь в судьбах близких ученикам людей и их малой родины, становится для них значительно ближе и дороже.

Авторы постоянно помнили, что читать их учебник будут подростки с неодинаковым отношением к истории, с разными познавательными возможностями. Для самых дотошных и влюбленных в предмет предназначены вопросы и задания повышенной сложности, отмеченные в учебнике специальным символом — *.

Составной частью методического аппарата являются разделы с обобщающими заданиями. Здесь также нет традиционных вопросов на повторение и пересказ уже изученного материала. Каждый период российского прошлого предлагается оценить в новых связях и отношениях, сначала восстановив наиболее значительные события обобщаемого периода. Новизну в работу с хронологией вносят нестандартные тестовые задания: к уже предложенным вариантам дат, каждая из которых обозначает конкретный исторический факт, школьникам нужно сформулировать собственный вариант вопроса. В итоговом обобщении в хронологическом разделе за основу взят другой вид теста — «тест на установление закономерности». Ребята должны определить критерий формирования каждого хронологического ряда и закончить его перечислением однородных событий.

Страницы: 1 2 3 4 5


Прочие статьи:

Процесс предъявления иноязычных звуков
В обучении произношению очень важна правильная организация введения нового звука. При этом следует учитывать следующее: 1. Следует ли объяснять учащимся артикуляцию того иного звука или лучше использовать имитационный метод, когда учащиеся подстраиваются под эталон, предъявляемый учителем либо фо ...

Компетенция как результат обучения
В настоящее время эффективность работы учащихся зависит от того, насколько успешно они владеют идеями модернизации современного школьного образования и будут ли они внедрять эти идеи в практику преподавания иностранного языка. Учитель должен понимать, что модернизировать нужно научно-технический ...

Особенности методики проведения учебного занятия
Проблема контроля учебных достижений всегда очень актуальна, особенно по такой дисциплине как «Ревизия и контроль». Где существует граница между теоретическими знаниями и практическими навыками и умениями учащихся. В системе образования развиваются новые формы обучения, особенно в средствах и тех ...

Меню сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru