Структура школьного учебника

Страница 2

Существенным новшеством учебника являются принципы создания его методического аппарата. Мы сознательно избегали вопросов и заданий, направленных на пересказ учебного текста, последовательно проводя мысль о том, что современный учебник истории не является книгой для заучивания и запоминания «правильных мыслей». Поэтому школьникам чаще всего предлагается обсудить ключевые проблемы темы, рассмотреть вопросы в альтернативной ситуации, сформулировать собственное мнение. Наряду с проблемными заданиями в методическом аппарате учебника широко задействованы и образные задания, предлагающие ученикам творчески воспроизвести то или иное историческое событие от имени разных по социальному статусу и политическим убеждениям героев. Подобные задания имеют важное воспитательное и развивающее значение, формируя необходимые современному человеку качества личностного сопереживания, заинтересованного и уважительного отношения к прошлому.

Еще одной принципиальной чертой вопросов и заданий к параграфам является их развернутое инструктивное сопровождение. Педагогам известно, что недостаточно просто сформулировать вопрос или дать ученику задание. Для качественной и результативной работы он нуждается в более или менее подробном алгоритме действий. Поэтому основная часть логических заданий сопровождается обстоятельным перечнем критериев сравнения или параметров образной характеристики; рекомендациями конкретных видов планов и таблиц; советами по содержанию обобщающих и оценочных выводов. Следуя этим инструкциям, школьник совершенствует свои познавательные умения, а учитель получает критерии, необходимые для объективной проверки и оценки ученических ответов. Анализируя школьные работы по заранее обозначенным деятельностным и содержательным критериям, можно на протяжении всего учебного года выявить качество знаний и целенаправленно корректировать процесс обучения истории.

Составляя вопросы и задания к тексту параграфов, авторы также старались быть последовательными в формировании прочных картографических и хронологических знаний и умений девятиклассников. Поэтому в работе с учебником предусмотрено систематическое обращение к исторической карте, в том числе и к контурной, выделение опорных дат.

По возможности, события общероссийского характера учащимся предлагается рассмотреть на региональном и/или личностном уровне. (Например: «По воспоминаниям своих родных или мемуарам очевидцев подготовьте рассказ „Первый день войны“»; «В 1913 г. в Российской империи широко праздновалось 300-летие дома Романовых. Подготовьте сообщение о том, как эта дата отмечалась в вашем регионе».) Этим шагом авторы хотели смягчить неизбежный в учебнике отечественной истории федерального уровня евроцентристский уклон и предложить свое решение актуального вопроса о балансе национальных, региональных и локальных компонентов в школьных курсах истории. Вместе с тем прошлое страны, отражаясь в судьбах близких ученикам людей и их малой родины, становится для них значительно ближе и дороже.

Авторы постоянно помнили, что читать их учебник будут подростки с неодинаковым отношением к истории, с разными познавательными возможностями. Для самых дотошных и влюбленных в предмет предназначены вопросы и задания повышенной сложности, отмеченные в учебнике специальным символом — *.

Составной частью методического аппарата являются разделы с обобщающими заданиями. Здесь также нет традиционных вопросов на повторение и пересказ уже изученного материала. Каждый период российского прошлого предлагается оценить в новых связях и отношениях, сначала восстановив наиболее значительные события обобщаемого периода. Новизну в работу с хронологией вносят нестандартные тестовые задания: к уже предложенным вариантам дат, каждая из которых обозначает конкретный исторический факт, школьникам нужно сформулировать собственный вариант вопроса. В итоговом обобщении в хронологическом разделе за основу взят другой вид теста — «тест на установление закономерности». Ребята должны определить критерий формирования каждого хронологического ряда и закончить его перечислением однородных событий.

Страницы: 1 2 3 4 5


Прочие статьи:

Определение понятия "дошкольное образование"
Этот термин распространен во всем мире, но для российских педагогов он еще не совсем привычен. По словам представителя Министерства образования и науки И.Реморенко, "нашим традициям ближе понятие образование детей старшего дошкольного возраста". В основном дошкольная подготовка осуществля ...

Принцип гуманизма в социальной педагогике
Деятельность социального педагога базируется на определенных принципах, вытекающих из закономерностей и особенностей ее организации. К числу этих принципов относятся: 1) принцип социально-исторической обусловленности. Исходя из данного принципа, источник развития личности следует искать в конкретны ...

Научное исследование в педагогике
Методы научного исследования – это приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверную информацию, использующуюся для построения научных теорий и проверки их истинности. Такие исследования могут быть теоретическими и опытно–экспериментальными. В педагогике активно используются оба эти ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru