Во второй части обобщающих заданий представлены фрагменты документов, рассыпанных по страницам учебника. Собранные вместе в своих самых ярких эпизодах, они создают удивительно живой и многоликий образ времени. И первые, и вторые задания могут служить материалами для самопроверки в домашних условиях и для проведения исторических викторин на обобщающих уроках.
Рубрика «Эпоха в поговорках, песнях, плакатах и анекдотах» восполняет неизбежный в учебниках лимит наглядного и бытового материала, усиливает неповторимый колорит исторического времени, расширяет представления учеников о национальном культурном наследии. Восстанавливая названия песен, плакатов, кинофильмов, ребята обязательно обратятся к взрослым, хранящим в памяти эти атрибуты своего детства и молодости. Таким образом протянется еще одна нить, связывающая поколения «отцов и детей».
Наконец, большое значение на обобщающих уроках мы придаем дискуссиям по актуальным проблемам отечественной истории XX в. Именно здесь, в рассуждениях об альтернативах исторического развития страны, о нравственных аспектах деятельности российских политиков, о личной сопричастности к прошлому и будущему России и т. п., можно судить о результативности обучения истории: об образованности, гражданственности, нравственности, достоинстве молодых россиян.
Прогнозируя перспективы развития жанра учебно-методической литературы, несколько лет назад мы писали, что «информационная избыточность текста, содержательность документов и иллюстраций, многоуровневость познавательных заданий и, главное, появившаяся у детей и педагогов возможность изучать прошлое по вариативным учебникам, сравнивать разные научные подходы, высказывать свои суждения, конструировать учебный материал в собственной логике, — все это превратило пособия с жесткими методическими установками на каждую тему, детализированными поурочными рекомендациями и чеканными формулировками вопросов и выводов в неинтересные и бесперспективные». Действительно, в первой половине 90-х гг. после написания учебника его авторы энергично приступали к работе над «Рабочей тетрадью», новым для российской школы видом учебно-методических пособий, активизирующих познавательную деятельность учащихся. В конце же десятилетия возвращается старая традиция: все больше авторских коллективов вслед за учебником готовят книгу для учителя с поурочными рекомендациями и дополнительными материалами.
В «Методические рекомендации к учебнику „История Отечества. XX век“» включены материалы, которые помогут учителю планировать преподавание курса отечественной истории в 9 классе, практиковать разнообразные формы учебных занятий, осуществлять систематический контроль за качеством обучения, использовать всевозможные виды познавательных заданий и т. д.
Поскольку многие аспекты школьного преподавания истории поднимаются впервые или освещаются под новым углом зрения, необходимо предварить их краткой характеристикой разделов данного методического пособия.
Примерное блочно-тематическое планирование курса отечественной истории XX в. разработано в четком соответствии с Временными требованиями к обязательному минимуму содержания основного общего образования (история) (Преподавание истории в школе. — 1998. — № 7) и программой по отечественной истории для 9 класса (Программы общеобразовательных учреждений. История. — М.: Просвещение, 1997). Данный принцип отражен в трех первых графах планирования и наглядно показывает соотношение нормативных и авторских методических материалов курса, позволяя учителю выделять ядро исторических знаний и варьировать объем учебного материала в зависимости от конкретных обстоятельств.
В основу планирования положен блочно-тематический принцип. Выделение в качестве основной структурной единицы учебного процесса не урока, а комплекса учебных занятий (тематического блока), объединенных общей темой и целевой установкой, позволило:
● на практике реализовать законы психологии усвоения информации; сознательно организовать учебное время для «погружения» в новую тему, затем — для углубления и конкретизации исторических знаний и развития познавательных умений и, наконец, для их систематизации и обобщения;
Прочие статьи:
Философский и психолого-педагогический аспекты решения проблемы развития
творческих способностей учащихся
Среди факторов общественной эволюции необходимо выделить уровень подготовленности подрастающего поколения к самостоятельной жизни, стремление детей к саморазвитию и самовыражению, то есть полноту реализации творческого потенциала каждой отдельно взятой личности.
Следовательно, развитие творческих ...
Основные направления работы по формированию начального детского лексикона в
семье
Каждое слово представляет определенное представление, образ или понятие. При нормальном развитии ребенка, отражающемся в языке, усвоенное им слово соответствует заранее им приобретенному представлению.
При занятиях с маленькими детьми для расширения их лексикона есть два пути: опыт и наблюдение. ...
Организация учебного сотрудничества во внеурочной работе
Основной задачей иноязычного школьного образования является создание благоприятных условий для устойчивого непрерывного развития языковой личности. Основной целью профильного образования стало достижение продвинутого порогового (повышенного) уровня иноязычной компетентности. Начался новый этап раз ...