Во второй части обобщающих заданий представлены фрагменты документов, рассыпанных по страницам учебника. Собранные вместе в своих самых ярких эпизодах, они создают удивительно живой и многоликий образ времени. И первые, и вторые задания могут служить материалами для самопроверки в домашних условиях и для проведения исторических викторин на обобщающих уроках.
Рубрика «Эпоха в поговорках, песнях, плакатах и анекдотах» восполняет неизбежный в учебниках лимит наглядного и бытового материала, усиливает неповторимый колорит исторического времени, расширяет представления учеников о национальном культурном наследии. Восстанавливая названия песен, плакатов, кинофильмов, ребята обязательно обратятся к взрослым, хранящим в памяти эти атрибуты своего детства и молодости. Таким образом протянется еще одна нить, связывающая поколения «отцов и детей».
Наконец, большое значение на обобщающих уроках мы придаем дискуссиям по актуальным проблемам отечественной истории XX в. Именно здесь, в рассуждениях об альтернативах исторического развития страны, о нравственных аспектах деятельности российских политиков, о личной сопричастности к прошлому и будущему России и т. п., можно судить о результативности обучения истории: об образованности, гражданственности, нравственности, достоинстве молодых россиян.
Прогнозируя перспективы развития жанра учебно-методической литературы, несколько лет назад мы писали, что «информационная избыточность текста, содержательность документов и иллюстраций, многоуровневость познавательных заданий и, главное, появившаяся у детей и педагогов возможность изучать прошлое по вариативным учебникам, сравнивать разные научные подходы, высказывать свои суждения, конструировать учебный материал в собственной логике, — все это превратило пособия с жесткими методическими установками на каждую тему, детализированными поурочными рекомендациями и чеканными формулировками вопросов и выводов в неинтересные и бесперспективные». Действительно, в первой половине 90-х гг. после написания учебника его авторы энергично приступали к работе над «Рабочей тетрадью», новым для российской школы видом учебно-методических пособий, активизирующих познавательную деятельность учащихся. В конце же десятилетия возвращается старая традиция: все больше авторских коллективов вслед за учебником готовят книгу для учителя с поурочными рекомендациями и дополнительными материалами.
В «Методические рекомендации к учебнику „История Отечества. XX век“» включены материалы, которые помогут учителю планировать преподавание курса отечественной истории в 9 классе, практиковать разнообразные формы учебных занятий, осуществлять систематический контроль за качеством обучения, использовать всевозможные виды познавательных заданий и т. д.
Поскольку многие аспекты школьного преподавания истории поднимаются впервые или освещаются под новым углом зрения, необходимо предварить их краткой характеристикой разделов данного методического пособия.
Примерное блочно-тематическое планирование курса отечественной истории XX в. разработано в четком соответствии с Временными требованиями к обязательному минимуму содержания основного общего образования (история) (Преподавание истории в школе. — 1998. — № 7) и программой по отечественной истории для 9 класса (Программы общеобразовательных учреждений. История. — М.: Просвещение, 1997). Данный принцип отражен в трех первых графах планирования и наглядно показывает соотношение нормативных и авторских методических материалов курса, позволяя учителю выделять ядро исторических знаний и варьировать объем учебного материала в зависимости от конкретных обстоятельств.
В основу планирования положен блочно-тематический принцип. Выделение в качестве основной структурной единицы учебного процесса не урока, а комплекса учебных занятий (тематического блока), объединенных общей темой и целевой установкой, позволило:
● на практике реализовать законы психологии усвоения информации; сознательно организовать учебное время для «погружения» в новую тему, затем — для углубления и конкретизации исторических знаний и развития познавательных умений и, наконец, для их систематизации и обобщения;
Прочие статьи:
Способы учета темперамента
1. Обеспечение тех условий, которые требует ребенок в силу своих индивидуальных особенностей.
Это наиболее простая и необходимая на ранних этапах развития тактика. Например, малыш болезненно реагирует на шум, посторонние раздражители и т.д. – создаем тишину; с трудом переносит смену обстановки – ...
Эмоциональный барьер при
общении с младшими школьниками с ЗПР и работа по его снижению
«Эмоциональный барьер» возникает как в общении, так и в индивидуальном действии ребёнка.
Под эмоциональным барьером мы понимаем ситуацию, когда человек не может реально совершать эффективные действия: он либо находится в состоянии переживания, либо совершает ряд действий, основание которых эмоция ...
Система упражнений
Понятие "система" предполагает наличие определенного множества элементов, частей, которые объединены определенным образом. Элементы и части системы имеют определенную функцию. Они характеризуются наличием прочных связей между элементами системы. Эти связи, кроме того, обеспечивают ее уст ...