Учащиеся соотносят свое представление с научным понятием пейзажа, делают выводы, фиксируют в тетради основные особенности этого жанра.
Ученики дают свое определение портрета. Портрет – изображение человека или группы людей.
Учитель рассказывает про развитие портрета и его виды. Портрет – жанр изобразительного искусства, посвященный изображению конкретного человека или группы людей. До 18 в. в России развивалась иконопись. В начале 18 в. появились так называемые первые портреты – парсуны (писались методом иконы: плоскостное изображение, вытянутые пропорции). Затем в Петровское время (середина 18 в.) начал развиваться портрет.
Выделяются два основных вида портрета: 1) парадный и 2) камерный. Парадный портрет предполагает показ человека в полный рост, с поколенным срезом и на коне. Изображал царствующих особ и знатных людей. Театральность позы, нарядность костюма. Композицию сопровождает изображение колонн, элементов архитектуры, скульптуры, драпировки (пример: Айвазовский «Автопортрет»).
Для камерного портрета используется поясное, погрудное, поплечное изображение. Руки изображались частично. Фон нейтральный, аксессуары скромные. Портрет индивидуальный, тонко характеризует духовную суть модели (пример: творчество Рокотова, «Портрет Струйской»).
Обобщаем особенности жанра через сопоставление житейского и научного представления
Ученики дают свое определение натюрморта. Натюрморт – изображения разных предметов и продуктов.
Учитель характеризует этот жанр станковой живописи. Натюрморт – жанр изобразительного искусства, показывающий неодушевленные предметы, размещенные в реальной бытовой среде и организованные в единую группу. Натюрморт возникает и получает развитие в Голландии в 17 века. Он поражает богатством тем: предметы обихода, труда, творчества, цветы и фрукты, битая дичь, выловленная рыба, скромные завтраки, роскошные десерты, книги и другие предметы науки (пример: Ян Фут «Натюрморт с фруктами и кроликом»).
Учащиеся приводят свои примеры картин и совместно определяют научную трактовку жанра.
III. Закрепление материала.
Мы рассмотрели жанры станковой живописи: пейзаж, портрет, натюрморт, их особенности. Учитель предлагает ребятам иллюстрации, а они доказательно и аргументировано определяют жанр станковой живописи.
IV. Подведение итогов урока.
Учитель: Сегодня на уроке мы вместе изучаем станковую живопись. Какую особенность станковой живописи мы открыли сегодня? Ученики: Мы определили особенности жанров станковой живописи, среди которых пейзаж, портрет, натюрморт. Выявляем основные признаки каждого жанра.
V. Домашнее задание.
Нарисовать или подобрать репродукции пейзажа, портрета, натюрморта (1 пример) и сформулировать задание, вопросы для одноклассников по теме обсуждения.
Анализ урока.
Цели урока были достигнуты, главная из которых – реализация взаимодействия – сотрудничества. Взаимодействие – сотрудничество было достигнуто за счет того, что ученики актуализировали свои накопленные знания и применили их на уроке. Учащиеся разбились на пары, дали свои характеристики определениям пейзажа, портрета и натюрморта. Затем высказали и обсудили свои характеристики, всем классом нашли общие описания определений и из них сформулировали общие определения жанрам станковой живописи. Благодаря такому взаимодействию на уроке ученики высказали свое собственное мнение, обменялись информацией, научились прислушиваться друг к другу и понимать друг друга; между учителем и учениками, таким образом, сложился диалог в педагогическом процессе.
Вывод: такая форма работы как взаимодействие – сотрудничество позволит детям: а) иметь свое личное мнение; б) умение работать в паре, в группе; в) сотрудничать со всеми и с учителем; г) умение понимать друг друга; д) осуществить взаимодействие ученик-учитель, ученик-ученик, ученик-текст культуры, ученик-Я.
Понятие «взаимодействие» в разных науках трактуется неоднозначно. В общем, определение в различных науках схожее: 1) процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь; 2) взаимодействие делится на групповое и межличностное; 3) выделяется три основных вида взаимодействия: сотрудничество, конкуренция и конфликт.
Прочие статьи:
Организация учебного сотрудничества на уроках иностранного
языка в классах общеобразовательной школы
Организация учебного сотрудничества на традиционных занятиях
При организации учебного сотрудничества на традиционных занятиях, мы рассмотрим некоторые этапы подготовки и проведения урока:
1 Этап.
Выбрать тему, цель и задачи урока.
Как известно, цель и задачи определяют основные виды деятельнос ...
Дидактические средства обучения по курсу цветоведение
При обучении курсу «цветоведение» для наглядности используются различные средства обучения, например, плакаты с изображениями хроматических кругов, цветовых пятен, карта «Ассоциативные характеристики цвета», примеры выполнения практических заданий и другие изобразительные средства.
Кроме этого, н ...
Разнообразие воспитательных систем детских оздоровительных лагерей
В современном мире существуют многообразные воспитательные системы, отличающиеся друг от друга видом, местонахождением, временем существования, моделью основанной на определенном учении, путями внедрения и др. Охарактеризуем некоторые конкретные воспитательные системы.
Скаутизм как добровольное д ...